Александр Касьяненко, основатель Ridero: «издательский рынок меняется кардинально»
Издательский сервис Ridero – партнер первого сезона литературной премии «Лицей» – начал работать с писателями всего лишь три года назад. Но уже в прошлом году с помощью Ridero независимые авторы поставили на полки интернет-магазинов 10 613 наименований книг – больше, чем любое другое российское издательство, включая крупнейших игроков книжного рынка. Мы попросили основателя и идеолога Ridero Александра Касьяненко рассказать о том, как появление технологии селф-паблишинга изменило за три года книжную индустрию в России и чем Ridero может быть полезен молодым авторам.
Ridero (ridero.ru) – это интернет-сервис создания и распространения книг. Он позволяет любым авторам за несколько минут из текста и изображений создать профессионально сверстанную книгу и распространять ее через крупнейшие книжные интернет-магазины («ЛитРес», Ozon, Amazon) или самостоятельно в электронном и печатном виде. Сейчас сервис объединяет более 100 000 авторов, пишущих в самых разных жанрах.
Ridero работает с 2014 года. Основатель Ridero Александр Касьяненко в книжном бизнесе уже более 25 лет. В начале 90-х книги продавал в Тель-Авиве, в начале 2000-х – издавал («Гудьял-пресс», «Ультра.Культура»).
– Каких успехов сервису Ridero удалось достичь за три года?
– Прежде всего нам удалось доказать жизнеспособность идеи, что независимые авторы могут работать, достигать успехов, выступать наравне с традиционными издательствами. То, что сегодня они публикуют больше книг, чем самый крупный издатель в России, — это настоящее доказательство успеха нашей модели.
Самым главным достижением проекта я считаю успех наших авторов. Среди них уже есть такие, кто был отмечен престижными литературными премиями и кто продает самостоятельно книг больше среднего по России.
– Каким вы планировали Ridero три года назад и как проект будет развиваться дальше?
– Три года назад у нас был план просто сделать редактор для профессиональной автоматической верстки книг и дать людям возможность готовить книги самостоятельно. Мы не загадывали далеко. Затем, получая обратную связь от пользователей, мы стали добавлять всевозможные услуги, публикацию в магазины. Сейчас мы дали возможность нашим авторам продавать свои книги читателям напрямую – по технологии «печать по требованию». Дальше мы будем развивать проект как экосистему нового издательского бизнеса, где нет барьеров между автором и читателем или между новым издателем и читателем. Мы верим, что никаких барьеров не останется в течение нескольких лет. Это относится и к возможности общаться со своим читателем, и к возможности напрямую продавать своему читателю, и к возможности консультироваться со своим читателем в процессе написания книжки – множество вещей, которые предстоит сделать, чтобы авторы, издатели и читатели не были разделены.
– 100 000 авторов — это много или мало?
– Никто не предполагал, что такое количество публикуемых авторов может появиться в России, во всяком случае, никто из издателей. Традиционные издатели рассуждают по-другому. Они считают, что авторы — это специально отобранные ими единицы достойных людей. Это обусловлено различием в позиции относительно читателя. Наша позиция сводится к тому, что качество книги, ее литературную составляющую, интересность, необходимость для читателя может определить только читатель. Никакой искусственный барьер не может решать за человека, что ему нравится, а что нет. Это все равно что если бы кто-то решал, на ком вам жениться (есть, конечно, такие страны, но думаю, что такой подход никого не делает счастливее).
Мы дали авторам возможность выйти напрямую на своих читателей, но с другой стороны мы сделали доступными для читателей книги, которые раньше не могли быть доступны ни в каком виде, просто потому, что книга специализированная и рассчитана на небольшой круг читателей. У нас есть такой автор – Александр Молчанов, – который пишет учебники для сценаристов, и это большая удача для тех, кто учится сценарному мастерству, что теперь его книги им доступны. Никто не предполагает, что сценаристов будет сотни тысяч, их все-таки ограниченное число, но мы предоставляем всем авторам равные возможности для публикации, мы даем каждому шанс стать известным, читаемым, востребованным другими людьми, нужным.
– Меняется ли отношение к независимым авторам?
– Да, и очень сильно: от слова «графоман» люди отходят во всем мире, потому что то, что раньше воспринималось как неудачник, который пишет книги, а его никто не хочет публиковать, сегодня воспринимается как самостоятельный человек, который хочет сам достигать своего успеха, не надеясь на чудо, «на папу» или маркетологов издательства, которые возьмут и продвинут его книгу к тем читателям, которых он сам не знает. Специалисты могут продвигать книгу только тогда, когда уже понимают, на какого читателя она ориентирована, кому она понравится. Издатели всегда смотрят на продажи книги до начала рекламной кампании, потому что им нужно понять, кому ее адресовать. Независимый автор может общаться со своими читателями лично и получает не просто покупателей книги, а друзей и поклонников, а это лучшее продвижение, потому что нет ничего эффективнее личного продвижения.
Традиционные издатели тоже понимают, что сейчас без такой коммуникации жить невозможно. На Франкфуртской книжной выставке многие говорили именно про важность коммуникации с автором как с человеком. Это ключевое изменение индустрии, потому как традиционно ничего личного в коммуникации между автором и читателями почти не было.
Это заметно везде в интернете. Везде, где существовали бездушные компании, — они уходят. Уходит эпоха медиа как таковая, когда информация передавалась от одного ко многим. Интернет – это передача информации от многих ко многим. Газета перестает нас интересовать как генератор и агрегатор новостей. Новости мы узнаем гораздо раньше и в более точной для нас подборке от своих друзей и знакомых. Совместное информирование работает намного сильнее.
Ну и главное, уже сейчас половина всех продаж электронных книг через Amazon – это продажа книг селф-паблишинга. 8 из 10 мировых бестселлеров, появившиеся за последние три года, были опубликованы независимыми авторами. Это настоящие бестселлеры с продажами на более чем миллион долларов в год каждая.
– Как читателям ориентироваться в большом количестве авторов и книг?
– Читатель всегда находит способ определить то, что ему нравится. И здесь не принципиально, выбирать из 200 000 книг в магазине или из 2 миллионов в сети. Есть люди, которым нравится открывать что-то новое. Да, если книга не нравится, они ее закроют и не будут рекомендовать знакомым, но если книга нравится — они начинают рекомендовать ее другим. Так появлялись бестселлеры последнего времени. Те же «Пятьдесят оттенков серого». Можно сколько угодно спорить о том, хорошая это литература или плохая, но можно говорить точно только об одном: ни один издатель не захотел бы публиковать такую книжку — она была опубликована от имени независимого автора. Только когда ее успех превзошел все мыслимые пределы, издатели спохватились и стали покупать права на нее.
– Что делать независимому автору, чтобы найти свою аудиторию?
– Расстояние между тем, когда автор написал книгу и никому не известен, и тем, когда о нем все говорят, — это большое расстояние. Даже для такого автора, как Борис Акунин, хотя он был главным редактором известного журнала и не совсем чужой в отрасли, этот путь занял семь лет. Читатели не появляются моментально. Читатели появляются через рекомендации. Если ваш друг порекомендовал вам книгу, то вы с большой вероятностью захотите ее прочесть. Автору не надо замахиваться сразу на «я продам сто тысяч», а идти шаг за шагом к своей цели. Как идти к цели? Сначала нужно получить первых читателей. Первые читатели – они среди ваших друзей и знакомых. Попросите прочесть книгу, написать отзывы, рекомендовать своим друзьям. Если ваша книга хорошая — они это сделают, они порекомендуют своим друзьям, которые доверяют уже их рекомендации, и так шаг за шагом вы будете наращивать базу своих читателей. Желательно сохранять возможность обратиться к этой базе своих читателей, то есть чем больше у вас есть контактов ваших читателей, тем больше вы получите читателей следующей книжки. Так, например, работают те, кто пишут фантастические сериалы – первую книгу они отдают на том же Amazon бесплатно, чтобы у нее появилось как можно больше читателей, а со второй начинают предлагать своим читателям продолжение. Если первая книга понравилась, они купят и вторую. Читатель готов платить автору, но готов платить за гарантированное удовольствие, а не за кота в мешке. Работа с читателем – это первое, что требуется от автора.
Потом уже можно пользоваться рекламными инструментами, которые предлагают сейчас соцсети и рекомендательные сервисы, и наращивать аудиторию, пробовать разные нестандартные способы продвижения на потенциальных читателей.
– Как будет меняться книжный рынок дальше?
– Сейчас уже очевидно, что издательский рынок меняется кардинально. На сегодня мы видим из данных Amazon: половина продаж у независимых авторов, а продажи «большой пятерки» крупнейших издателей, которые в реальности держали более 50% всего мирового рынка книг, — сокращаются. Сегодня в электронных продажах их доля составляет всего 25%, а объем рынка, который заняли независимые авторы, растет и к концу этого года, скорее всего, приблизится к 60%.
Будущее крупных издательств в том, чтобы быть финансовыми центрами, которые финансируют уже успешные книги. Когда книга продана автором самостоятельно в количестве 100 000 экземпляров, нужно, чтобы появился такой инвестор, который вкладывается в нее и людьми, и знаниями, и контактами, и логистикой – всем, чего у автора нет. Уже сейчас крупные издательства следят за успехами наших авторов и покупают права на издание тех книг, которые подтвердили свой успех у читателей. Это правильно, в таких случаях издательство может помочь автору и книге еще больше преуспеть.
На рынке уже появляются и будут продолжать появляться микроиздатели. Сейчас чаще всего это редакторы больших издательств, которые имеют вкус и чутье на книги своего жанра, умеют работать с авторами и делать книги интереснее, ближе к читателю, но не имеют возможности издавать тиражи за свой счет и не имеют доступа к каналам продаж. С помощью Ridero они могут создать свой издательский бренд, работать с авторами, идти с ними к успеху, пользуясь возможностями предпечатной подготовки, дистрибуции и логистики, которые предоставляет им наша платформа.
В итоге рынок скорее всего уравновесится: половина (в финансовом выражении) будет приходится на самиздат и половина на крупных издателей. При этом в количестве публикуемых книг более 90% новых наименований будет приходиться на независимых авторов и издателей.