Литературная премия "Лицей"

  • Положение о премии
  • Частые вопросы
  • Новости
  • Фото
    • 1 сезон (2017)
    • 2 сезон (2018)
    • 3 сезон (2019)
    • 4 сезон (2020)
    • 5 сезон (2021)
    • 6 сезон (2022)
    • 7 сезон (2023)
    • 8 сезон (2024)
  • Лица премии
    • Наблюдательный совет
    • Эксперты
  • Тексты финалистов
    • Проза
    • Поэзия

logo

  • Положение о премии
  • Частые вопросы
  • Новости
  • Фото
    • 1 сезон (2017)
    • 2 сезон (2018)
    • 3 сезон (2019)
    • 4 сезон (2020)
    • 5 сезон (2021)
    • 6 сезон (2022)
    • 7 сезон (2023)
    • 8 сезон (2024)
  • Лица премии
    • Наблюдательный совет
    • Эксперты
  • Тексты финалистов
    • Проза
    • Поэзия
Поэзия 1 сезон
Home›Поэзия 1 сезон›Павел Банников

Павел Банников

By nuishto
23.05.2017
7872
0

ЧЕЛОВЕК В ДЕТСКОМ (сборник стихов)

ОКТЯБРЬ

Денису и Кристине

Где мост был пуст по вечерам и беспорядочно
растущие деревья закрывали
нам спуск к реке и делали дорогу
на тот большак за геоинститутом
извилистой — теперь торговый центр.

Здесь мы не остановимся, подумал я, а вслух
заметил, что не узнаю пространства
(вот разве тот подъезд, да-да, напротив,
четвёртый, да) и этих белых пятен
становится всё больше год от года.

Так в октябрях, когда сезон дождей отложен на
потом, возможно даже на ноябрь,
то в небе прорастают кучевые
невнятной формы, и при взгляде — будто
меняются местами степь и горы.

Тогда ещё такое чувство, что однажды я,
по городу — вот как сейчас — в машине
или пешком (не думаю, что очень
изменится картина), не узнаю
ни города, ни мира. Ни подъезда.

Но возвращения не избежать, руины
гораздо лучше освежают память:
рисунки вен, расположенье шрамов
на коже и на сморщенных фасадах
не лечатся вином, алюкобондом.

И замолчал. А ты сказала: глянь, какое небо,
над степью облака — как будто горы,
как будто сто парашютистов, перепутав
план высадки, зависли, не решаясь
спланировать на незнакомый город.

Публиковалось в журнале поэзии “Воздух”, 2016, №2
 

***

вот тело моё с тобой
вот голова моя о другом
и душа моя не моя
не твоя
сама не своя

вот тело твоё не твоё
не моё
тело твоё со мной
голова твоя о другом
а душа
а что там душа
ей хозяин совсем не здесь

голова твоя не твоя
и моя сама не своя
тело моё о тебе тело
моё твоё
тело твоё про меня
больше нет ни души

тело моё обо мне
голова моя на плечах голова
твоя на плечах
на моих и ещё всего
а душа

душа как душа
что ей до этого

34

жили в квартире
тридцать четыре
испытывали нервы, печень
сердца и крепость
дружеских уз

потом жили в другой квартире —
тоже тридцать четыре —
продолжали испытывать на себе
действие алкоголя, лёгких
наркотиков и тяжёлых чувств

встречали новых пивом и пловом
провожали старых ласковым словом
аккуратно подтыкали одеяла
уснувшим

в общем — умирали
медленно и радостно
шептали: господи, за что?
шептали: господи, спасибо!

***

вот скажем люди
рождаются
потом они обучаются
всей и всяческой жизни

хранить наркотики
постить котиков
хоронить мертвецов
посылать отцов
продолжать род
сажать огород
в общем всячески реализуются
потом дематериализуются

и это довольно
печально

поэтому
давай станем
непонятого вида зверьками
непонятного рода шорьками
вилками вёдрами горшками
таинственными порошками

ЦВЕТЫ

смерть в подъезде живет два дня
исчезает под бабий вой
часто думает про меня
никогда не приходит за мной

уходя забирает с собой цвета
красный и чёрный и цветы
возвращается на девятый и сороковой
шепчет в мыслях моих ты

руки твои и плечи спина
сутулая непокойный взгляд твой
возлюбленный мой встречу
нашу последнюю откладываю который
год подряд

шепчет жарко долго до хрипоты
однажды возляжем и с тобой
и
уходит
и забирает цветы
запах хвои кутьи
и немножко боль

#ЛЮБИМЫЙМОРДОР

любимый мордор укрывает смогом
как мягким пледом волглым покрывалом
в отсутствие других ориентиров
мы движемся на око саурона
манящее безудержным весельем
разнузданностью тёплой зимней ночи

слегка прибитые портвейном орки
торчат на лавочках повдоль замёрзшей речки
сквозят эльфийки кутаясь в хитоны
стремясь укрыться путаясь в тумане
пугаясь шороха шагов и кашля гномов
выгуливающих своих питомцев

а мы плывём сквозь смог туман и шелест
от мест работ к местам совокупленья
из нижних мхов на верхние болота
к подножиям мерцающих строений
к их верхним этажам дарящим радость
к покою разума к исходу рефлексии

плывём в тоске ничем необъяснимой
любимый мордор может спать спокойно
любимый мордор может спать спокойно

Публиковалось в журнале поэзии “Воздух”, 2016, №2

У РЕКИ

сидишь у реки
долго сидишь
очень
долго

и они-таки начинают проплывать мимо — трупы врагов

вот труп врага политический
вот труп врага экономический
вот удавленник вот утопленник вот мученик вот просто жмур
плывут болезные
плывут опухшие
плывут соколики

и чувствуешь
ровным счётом ничего

ни удовлетворения
ни малой какой подленькой радости
ни внезапного сострадания
плывут себе и плывут

а следом плывут друзья

преданные тебе
преданные тобой
плывут красивые
плывут родные
машут ручками
давненько не виделись
скоро встретимся

и чувствуешь
это странное чувство

будто из тебя что-то вынули
и забыли вложить обратно
а что это было
и сам забыл

чувствуешь — пора
уходить от реки
пока не поплыл
кто-то давно забытый
кто-то любимый

мальчик в коротких штанишках
девочка в платьице белом
другой
человек в детском

***

Пётр живёт в четырёх мирах:
в первом он камень, в четвёртом — прах,
в третьем Пётр — стена и лом
и раствор — во втором.

(В мире первом у Петра есть глагол,
во втором — субстантив,
в третьем — несколько ласковых
нарицательных.)

А в четвёртом — даже имени нет.
Только свет. Красивый неясный свет.
Свет обтекает предметы вне всяких правил,
за петром проступает павел.

Публиковалось в журнале поэзии “Воздух”, 2016, №2

БЛИЗКИЕ КОНТАКТЫ

на столе лежит смартфон
не тревожит он

мне не позвонят андрей
рома и сергей
даша саша

и хамид
мне не позвонит

на столе стоит стакан
в плеере уркан

что-то воет про дела
и про купола

мёртвые мои со мной
в книжке записной
 

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

спи мой маленький, спи, мой ангел
твой сон охраняет сам
господь: по левую руку — ангел
по правую — дед хасан

приснятся тебе дураки и дороги
и дым от отчих могил
но ты не пугайся — главное — помни
чему тебя дед учил:

чекисты живут — и довольно долго —
чекистские бляди — нет
меж ножом и стволом — выбирай нож
учись говорить нет

меж вором и ментом — выбирай вора
между чином и саном — сан
помни — смерть страшна лишь на первый взгляд
потому что второй — не дан

и пусть по границе стелется путин
а по другой — талибан
твой сон охранят и тебя спасут
твой ангел и дед хасан

***

тайное общество книжных спамеров
пыталось работать в пятёрках (по Троцкому)
однако, выяснилось, что круги довольно узки —
приходится работать четвёрками, тройками и даже
парами

модернизировав метод в соответствии
с требованиями атомизированного современного общества
тем не менее, метод работает —
каждые 15 минут я получаю новое сообщение:

А. поделился постом: История Клуба-81 (всем выйти из сумрака)
B. написал: Шерлок Холмс и рождение современности
C. сообщает: Свободный философ Пятигорский (хард-копи — маст хэв)

Х. пишет: ты подсадил меня на Сорокина (но лошадок жалко)
Y. делится линком на стихи поэта Шаталова на Полутонах
Z. пересылает Теллурию в кривой пиратской вёрстке (я знала, что ты оценишь)

почётные члены тайного общества книжных спамеров
отправляют свои тексты самостоятельно, не подозревая о существовании Сети
впрочем, им о ней знать не обязательно, а может — даже опасно

нас пытаются вычислить
но Сеть непросчитываема, у них не хватает людей:
ни анализ лайков, ни слежение за кабаками, спортзалами и
библиотеками не даст информации
о наших тьмах и степени близости — как и было завещано
лично знакомы лишь буйные

да и система не так уж плоха — пусть мы и отказались от пятёрок, но
хорошо работают четвёрки, тройки
и (как ни удивительно) пары

каждый вечер я зажигаю свечу у
иконы Гуттенберга
молюсь и
отправляюсь в отчаянный сёрф
через три великих фаерволла:

отзывы, книги, стихи, запрещённые фильмы
этой ночью и всякой другой ночью
находят своих адресатов
расходятся по адресатам

под утро каждый из нас ложится
спать в уверенности — когда
они придут за нами — будет поздно
слишком поздно
для них
 

СУПЕРМАРКЕТ В КАРАСУ

по правую руку ночной ларёк — часовня при торговом храме [теремок]. шрифт ижица переселился сюда с расписания служб на воротах недавно построенного храма у озерца по левую. переселился он и на вывески центра всестороннего развития детей [умная пчёлка] и непоименованного салона красоты, единственного на округу. заботливо унесённая с ярмарки растяжка [ярмарка] украшает овощной ларёк.

по шоссейной (шоссе көшесi, шоссештрассе) — всё как в песне — один (достаточно) молод, второй (в целом) здоров, — мимо внезапных глухих кирпичных заборов, (непроницаемых ветру, дующему сквозь идущих) —
там за дувалами
любят нас и ждут,
там за дувалами
цветёт калина и цветёт қызыл өрiк,
по средам расцветает огонь мангалов,
по воскресеньям пролетают ангелы.

по уму нужно зайти в [теремок], купить сигарет, но солнце слишком тепло, ветер — слишком свеж, картина — тонка, мысль и речи — прозрачны, их может разрушить что угодно — вид персиков, помидоров, груш, вопрос: кто убил поросят? да и так ли интересно выяснять, кто в теремочке живёт? кто не живёт? кто в теремочке и не жил? давай представим мысленно, как проходят по рядам постояльцы и жители, как выбирают хлеб, укроп и консервы, как ночью к торговой часовне крадутся, гонимые недогоном, опасающиеся патруля, участкового в ранг святых возведшие.
отче их ветер,
ангелы — чайки с окрестных озёр,
возлюбленные их лежат с пупками, полными водки,
в ожидании причастия.

по делам их — не будем, пора по своим. по шоссе көшесi, шоссештрассе, по увы неизбежным в блэкаут храмам: свеча восковая — 14 тенге, свеча парафиновая — 80 тенге.
представь руку продавца, как дающую руку поэта.
пламя свечи, как ехидный придирчивый взгляд его.
пение проводов за окном, как отчётливый
голос его.

Публиковалось в журнале поэзии “Воздух”, 2016, №2

К ВОПРОСУ О НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ

ровно через месяц после убийства Франца Фердинанда
исполнилось два года будущему известному
учёному, в 1963 году описавшему Polyergus nigerrimus
новый для науки вид тувинских
муравьёв-амазонок
ведущих рабовладельческий образ жизни

думал ли — мальчик — тогда — как судьбоносна
веточка, воткнутая в муравейник?
тогда — представлял ли свою станцию Вяземскую
и её окрестности
как маленький муравейник?

сравнивал ли — муж — потом — в июле сорок третьего:
рядовых с муравьями-солдатами
тыловиков — с муравьями рабочими
Сталина — с царицей, генералов — с трутнями, пленных — с тлёй
себя — в чине майора медслужбы — сравнивал — с кем?

думал ли старец, дрожащей рукой
записывая в тетради:
“возникла форма жизни, при которой величайшие достижения
цивилизации стали носить резко выраженный репрессивный характер”
о муравейниках Тувы, о муравейниках Заилийского Алатау
о муравейнике на станции Вяземской
о той первой оскомине?

“человек — талантливая и трагическая ошибка эволюции” —
написал он в своей последней книге
на задней обложке которой
указан его предпоследний
индекс, адрес и телефон
 

約瑟夫 (Ju-se-fu)

перед тем как уехать в шанхай, йося открыл мне тайну
(мы встретились в придорожной лагманной — по дороге в хоргос —
оставили мобильники в его паджеро
он быстро осмотрел постояльцев, сидельцев и дальнобойщиков,
и — когда зал заполнил запах редьки в дунганской лапше —
очень быстро заговорил)

помни — сказал йося —
выживают коллаборационисты, но и они — недолго
ровно до революции или стагнации, сейчас мы видим второе
если честно, я предпочёл бы люстрации — и —
я нашёл бы здесь место
где-нибудь под таразом, шымкентом или засел бы в чундже
где готовил бы чай, проводил церемонии, а зимой это было
бы — почти как хоккайдо — тишина, новые хозяева жизни и новые нищеброды
любители эко, локал — в общем всё могло было быть вполне и неплохо
но что-то пошло не так, а нары —
это не для меня, спасибо — плавал

береги телефон — сказал йося —
предпочитай китайцев за двадцать баксов
этот твой смартфон чересчур опасен
не воруй, вора не уличай и с ворами не пей, веди достойную жизнь
может быть, ты найдёшь себе место в прекрасном мире,
может, найдёшь и в этом, если оставишь
свои стишки, а мне — уже поздно
всё — пора ехать

йося уехал на восток, я — на запад
какое-то время наша одежда хранила
запах редьки и сигарет, а память —
прощальную фразу

АССАМБЛЕЙНОЕ

О казахи мои! О мои

русские, немцы и белорусы!
О уйгуры мои и узбеки мои!
О корейцы! Мои греки, армяне и курды,
евреи и украинцы!
О болгары, татары, башкиры, мадьяры!
О кыргызы, чеченцы, ингуши, дунгане,
азербайджанцы и турки,
казаки и поляки!
О таджики, туркмены и финны!

И вы, карачаевцы и балкарцы!
И вы, румыно-молдаване (так вас отметили в списках)!
И вы, чуваши (пусть не отмечены в списках, но куда без чувашей?),
лезгины, мордва и другие, кем пренебрегает официальная
статистика, занося вас в «… и другие этносы из более, чем 130».

Так вот, что я хочу сказать:
о мой бедный народ!
На этом — пожалуй — всё.

SILENTIUM

под кандагаром было круче
под измаилом было круче
под масадой было круче
не говоря уже о фермопилах

да и мы тогда были моложе
и молчаливей
здоровее, злее, злопамятней
и загорелей

о как свистел свинец
как окрашивались наши штыки кровью
как вонзались наши стрелы в раскрытые груди
как впивались наши пальцы в горло врага, вырывая кадыки

сейчас, конечно, всё иначе
оно, конечно, всё другое
всё гуманней и гуманней
всё роботизированней и роботизированней
всё вегетарианистей и вегетарианистей
отрефлексированней и отрефлексированней
проговорённей и проговорённей
политичней
демократичней
лучшей и веселей

лишь по ночам — ночами — никто не расскажет —
с тихим конским ржанием, с отдалённым
перезвоном стали, свинцовым посвистом
что-то внутри напоминает

как рыдали женщины
как плакали дети и старики
как молчали под пытками мужчины

о как они молчали
как молчали они
как молчание наше
схоже
 

ВЕСЁЛАЯ ДОРОЖНАЯ ПЕСЕНКА ЮНОГО САМУРАЯ АРЭКУСЭИ ШАВАБУРЭ, ВПЕРВЫЕ ВЫЕХАВШЕГО ИЗ САППОРО В ЭДО НА ПРАЗДНИК ЛЮБОВАНИЯ ЦВЕТАМИ САКУРЫ, НО НЕ ТОЛЬКО ЗА ЭТИМ

еду-еду
из Саппоро в Эдо

ждёт меня там дед мой, господин Набэсима
ждут сослуживцы мои по Томариору
Саша-сэнсей и Володя-кун

еду-еду
в столицу Эдо

ждёт меня там моя черноглазая
Маша-тян

золото волос её ждёт рук моих, слышу
уже шелест её кимоно — усладу ушей моих

еду в Эдо
за победой

еду на шестилапом своём коне
раб мой о трёх головах
вертит ими во все четыре стороны
а катана моя об одном —

ждёт-поджидает меня славный Хироши-сан — соперник мой
в битве за Сисуку срубивший головы ста русским ронинам
ждёт Хироши-сана собачья смерть

уж я понаеду
из Саппоро в Эдо

ГОВОРИТ

Юрий Домбровский — человек удивительной судьбы —

удивительно хорошо поставленным голосом (будто произносит заклинание) говорит ведущий программы новостей в день смерти Хранителя Древностей

вчера — в то же время — тем же хорошо поставленным — он говорил:
настало время сплотиться вокруг Лидера нации

позавчера — с гордостью вещал об увеличении посевов карабурды и надоев зайтугурмы

о этот дикторский профессионализм
о этот выученный пафос

о мои большие пальцы, чувствующие, как сжимается под ними кадык
о мои указательные
чувствующие, как хрустит третий шейный позвонок
о воображение моё, провожающее в вечность удивительно хорошо поставленный голос

о разум мой, зачем ты лежишь с моим телом в тёплой постели

СПУТНИК И ПОГРОМ

как-то Р. сказал мне: завершается цикл — скоро мы не узнаем
реальность

и это как будто бы правда —
сначала по радуге ушёл лемми
потом дэвид
потом леонард

потом
отъехал в пекло фидель
следом за ним — гейдар

полный список можно посмотреть в
википедии на странице умерших в 2016
и этот список ещё пополнится

но едва ли стоит надеяться
что столь же знаковыми именами

Вселенная нетороплива
когда мы чувствуем завершение цикла — предсказать
закончится ли он в
2017
2020
2030
2050
(думаю — это не предел возможностей
политической нумерологии) —
невозможно

Вселенная не знает цифр

есть лишь надежда
что ты проживёшь чуть дольше пары
правителей и пары
десятков псов из их псарни

и никаких — оправданных —
прогнозов на то
что

в небе не будет лететь всё тот же спутник
на земле не будет зреть
всё тот же погром 

***

вышел пётр из тумана:
вынул ключик из кармана —
выкинул в кусты каштана

будет резать, будет бить
будет с цепочкой ходить
будет жилы вить

пётр был камень — пётр железный
и дымится сад чудесный
и пылится ад прелестный

отперты ворота рая
пётр, резвяся и играя
скажет: ом намах шивайя

Публиковалось в журнале поэзии “Воздух”, 2016, №2
 

МОЛЕНИЕ СВЯТЫМ СУСЛИКАМ О ДОЖДЕ

святые суслики мои
бегут через ручьи

идут-гудят через гряду
вздыхают на ходу

толкают тучку из степи
и шепчут: потерпи

поют псалмы в ночной тиши:
разверзнись, сокруши

мокры, прохладны и лехки
святые суслики
 

ПЛЯЖ

Ксении Софии Елизавете
и
Амели Кристине Виктории Марии Анастасии

Собирая цветы, называй их, вот мальва! вот мак!..
Леонид Аронзон

1

откапываю в прибрежном песке
закопанные в прибрежном песке
заботливой детской рукой

сигареты

называю:
вот ротманс
вот мальборо
вот ваши бессмысленные — будто этот закат над ишимом —
давыдов-слимс

2

вот дитя
а вот ангелы
вот тут дитя, а вон там вода —
без ангелов не обойтись

промокшие ангелы переодеваются в камышах
на отходняке от алкоголя, травы и опиатов
на отходняке от вчерашней немного стеснённой ебли по туалетам
в клубах, пабах на съёмных квартирах

сегодня
они чисты и безгрешны
ангелы — о чудо — стесняются наготы и прячутся от
дитяти в прибрежной растительности
чтобы, переодевшись, вновь
погрузиться с ним в холодные воды, вновь
и вновь принимая крещение

дитя даёт ангелам имена и звания —
называет:
вот архистратиг
вот трубач — труби
а ты нынче будешь конь блед — подставляй закорки — поехали!

и ангел ведёт войска — и трубит ангел — и конь блед несёт дитя по песку —
прикасаясь к чужому отцовству

3

вот белую королеву окружают:
чёрная, всадник и башня —
королева готова пасть

белые офицеры слишком увлечены офицерами чёрными
хоть те грубоваты и, кажется, больше заинтересованы в белых всадницах
белый король беззаботен и лёгок, пересыпает песок из ладони в ладонь
будто не видит нависшей угрозы, будто
ситуация патовая и можно ничего
не предпринимать

это такая игра, детка
где все заранее проиграли
и на доске — это тоже игра, но по понятным правилам

поиграем в неё, пока это закатное солнце —
не провозвестник бессонных ночей

пока ты не называешь: мужчину — мужчиной
женщиной — женщину
того бородатого парня —
педиковатым хипстером

пока ты не стала взрослой или —
что ещё хуже —
поэтом

4

что вспомню? — ведь есть, что вспомнить?
собственно, для чего вот это вот всё, если не для того, чтобы
помнить, не для того, чтобы
вспоминать, чтобы
называть вещи их тайными
именами

называю:
вот означаемое
вот означающее
вот знак

вспоминаю
песок:
в моих волосах
в пробитой фляге с остатками бренди
в носках и карманах
в ладонях, локтях и коленях —
песок

май 2015 — апрель 2017

0

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

  • lyceum@pushkinprize.ru

Подписывайтесь

© Литературная премия "Лицей". Все права защищены