Михаил Бордуновский
В оптическом парке (сборник стихов)
ВНУТРИ ВРАЖДЫ
Преображение птиц над пыльной
провинциальной аллеей славы —
и поливальные тракторы обезоружены, и
дикие гроздья су-24 над городом
в штурмовом фехтовании застывают:
республика светотени, любовь моя,
брось камень в стекло проезжающего автомобиля,
или он выйдет из рук твоих, говоря: «поздно,
раньше я камнем был, но ныне я самый
камень камня, и требую власти». Вещи
и мы вслед за ними вдруг обнаружили — всё это время
за нами из окон следил надломленный
зверь: зной. Слипаясь в страхе пред зноем
мы стали едины со всем, мы и думать забыли,
что летняя жажда падёт, когда в город войдут
чехословаки и белогвардейцы, и песни
отменённых героев заполнят вокзал; в толпе
дымчатое электричество принимает форму людей. Преображение:
чувствовать боль времени точно так же, как головную
боль. Узор вражды, оборотная
сторона реки, там, где блуждают
перелетные пятна греха, облака и военные
преступники: кто их накормит? кто даст имена?
Вот: я изучал алфавит по запретным книгам,
и науку гнева мне преподавали запретные люди —
теперь моя очередь кормить отцов войною,
отнимая у волн имена, чтобы стало тише:
и так уже в угольном воздухе невыносимо
трещит Крым, и Дон, и Дикое поле,
и сухая земля пустырей разламывается, обнажая
мертвые ели, и сосны, и камни — самые камни камней.
*
Голова болит: у дерева
голова болит, у звёзд
голова болит; утомлённые,
они яблоки по углам грызут,
и дерево говорит:
я семечко яблочное проглотило, теперь
яблоня из меня прорастёт, постучится
условным стуком — три раза; гроздья
мыслей моих сорвёт и вуаль
бессонницы срежет мечом обоюдоострым…
и отвечают звёзды: бессильные
иными путями предотвратить
продолжающиеся убийства мы
заявляем о нашей полной
готовности быть расстрелянными в любой
момент и в очереди, какую будет
угодно установить военно-
революционному комитету, взамен
детей, предназначенных к расстрелу.
*
— Уймись — он сказал. За углом, на улице
Свободной России мой друг совершает ошибку.
В клине света: свободен. Уймись. Видишь ли:
тело. Эмаль. Наступление сумерек.
Вечереет. Флейтистка в тумане
мышиных своих волос вечереет. Однажды
он так крепко задумался, что машинально
прямо в метро закурил. Чёрт. Уймись, опомнись.
Бессонница тыкается, как кошка
с подрезанными усами. Устав от гнева,
ты ещё и растерян: всё, что не гнев — тревожно. Ищи
простые предметы. Брюки. Стакан. Ровные
стрелки на брюках. Незамысловатую песенку — всё,
что не играет с тобой в язвящие игры. Беглые
белые облака уходят на юг, салютуя:
к Новороссийску, грезящему о смерти,
и превосходным керченским бастионам. Любовь моя.
Уймись. Найди дело. Среди бумаг
скрыто Дело, воздушный
леопард. Твоя работа. Благородство, дым
пароходов. Простые предметы. Она
мне губу прокусила, представь. Она
упустила меня. Шершавый пейзаж. Мужчина.
Рыба, болтаясь на леске,
визжит от боли. Грязно ругается. Просит прощения.
Простые предметы. Бессонница. Тень дерева,
принятая за тело. Время, выписывающее
петли имён. Читающее наши книги. Кстати,
ты не заметил, что после апреля сразу
настал июнь? Нет, прости, я думаю
о другом. О чём же. О женщине. О
черепахе. О солнечных танцах. Нет. Пытаюсь
проснуться. Деревья владеют; шумят.
В переулке торгуют мясом. Дремлют птичьи
войска. На чердаке, у окна
лежит человек с биноклем и наблюдает
как мы останавливаемся у светофора. Явь.
Яблони вне себя. Опустошающая
полночь ничем не отличается от полудня, смыкаясь
в беглом круге тревоги, в железе;
холодный поручень: прикоснись. Опомнись. Найди причину.
*
Солдаты, одурманенные формой и
муштрой; кастраты; болельщики; три
тройки на автомобильном номере:
сверхзвуковое кино, обнажившее
бледную грудь. Остановка взгляда. Долго —
как если бы кто-то сшивал шёлковые
лоскуты, держа иголку в зубах —
трогается поезд. Женщина, тайком
сфотографированная в вагоне.
Совокупление; кстати следует
поберечься. Волнистый дождь,
скрывающий корабли всероссийской
эвакуации. Их язык — либо пепел,
либо сорвавшийся флаг, либо
поэзия дыма. Мне снилось
твоё липкое гнусное тело.
Сволочь в норковой шубе. Шатры
черноокой полуночи. Всякая
плоть к Тебе прибегает. Но нам
обещана тьма иная: парады,
обморочные тополя. Внутри вражды.
Среди этих полей ушла в землю такая
ненависть, что случайные птицы
вспыхивают в полёте.
*
Высоковольтная линия выгибает
дугу над лесом; она стрекочет;
в углах плацкартных вагонов чёрное
электричество облачается в гимнастёрки:
лишние пассажиры, таких неизменно
высаживали на станции сто
пятнадцатый километр. Теперь
их замечают уже на дорогах просёлочных и
в национальных парках. Теперь,
размыкая оленьи тропы, чёрное
электричество занимает дальние
метеостанции и деревни. И на
сто пятнадцатом километре тесно
от воздуха, обнажающего
недуги, кладущего
ладони свои на асфальт платформы —
так, что негде ступить.
*
…неверное лето. Рёбра, кувшины грозы. Тень
большого орла запрокидывает наши головы; сад
выскоблен до блеска, но в городе — пыльный
рассвет, тела умащают бензином, спорят.
Боль убывает. Электричество, гниющие
мусорные контейнеры. Давний знакомый,
склонившийся у ларька: сигареты, сияние утра.
Голубоглазая тайная музыка нам поёт:
песни ненависти, песни оружия, песни России —
и драгоценная ящерка, оседлавшая камень,
исчезает в траве. Неверное лето. Непредставимое
лето. Парады. Плечи. Раздевающиеся
возлюбленные, череда
ударов: попасть жгутом по глазам,
чтобы вспыхнул мир. Вспыхнул мир. Они
собираются около белого
памятника Примирению, они в кинотеатр
идут смотреть огромные хищные фильмы:
о спальнях и вздохах; о южных
армиях; рукопожатиях; дезертирах. И с каждым
кадром, с каждым упавшим стрелком, дым
холодеет сильнее, сияет неон. Сломив
сопротивление лиственниц, мы вползаем
на улицу светлых знамён. Свиваются тени.
Люди целуют друг друга. По-прежнему полдень.
*
мы в белое поле вошли, как в правое дело;
поле творило нами и говорило нами,
пружина белого поля пела: я не пророк,
и не сын пророка; то, что я говорю
гораздо важнее меня самого. слабые
цепи стрелков пересекали поле. мы рады
бою стекла, деревням, оружию. изнурённый
мыслящий мир песни поёт о царях
и царствах; надвое разрывает книги: вот
первая половина, вот под замком — вторая.
а новые люди? это не люди вовсе.
*
и до сих пор
я порою слышу как дождь бьётся в железной бочке,
глухо падают камни в сухой колодец,
срывается флаг с флагштока, вставленного меж валунов.
там, где издёрганный воздух
надрывается под линией электропередач
поднимаю с земли потерянную монетку:
стоит потереть её рукавом —
и флотилию головной боли
скроет туман.
в тот день
снег шёл вместе с нами,
огонь горел вместе с нами,
всё сбывалось так, как желали мы.
УЛЬСГОР ОТДАЛЁННЫЙ
- ДВЕ СТАТУИ ВСАДНИКОВ НЕВДАЛЕКЕ ОТ УЛЬСГОРА
Кто говорил другому: «ты есть»? В облаках
уже созревали колосья войны, когда мы
покидали Ульсгор. Покидали Ульсгор — это дело;
не век же болтаться в желудке у горного храма:
сколоть имена, абрикосовой ветвью прикрыть
зевающий рот. Обращайся к ручью
по имени-отчеству, зря пятернёй
не размахивай в воздухе, в запахе
полных полей, винограда смертельно
отяжелевшего. Двинь мне. Ударь, я хочу
очнуться от слепней, ласкающих шею
мою и губы. Явись. В предместьях Ульсгора
падают листья, их птицы хватают за плечи
среди мокрого воздуха соприкасаясь мизинцами,
лапами, грудью. Всем телом дыши, я тебя не замечу:
ты ещё есть, ты повсюду, ты брат мне, ты встречен,
весть обо мне тебя догоняет. Прохожий
в предместьях Ульсгора нас принимает за камни —
но мы движемся много быстрее ручьёв, покидая
чёрный Ульсгор. В руке моей ласточка.
Есть у тебя ум, или весь ты
состоишь из души? Есть лицо,
или твоё лицо — это рыба? Сказать ему нечего,
тёплый воск, лицо твоё не яснее
случайных людей, различенных в толпе. В словарной
статье об Ульсгоре два-три безмятежных слова —
и каждое слово, щёлкнув зубами, свивается; хлопнув
дверью, уходят слова на работу
в час, когда мы покидаем Ульсгор. Обнаружив
исчезновение наших плащей, горожане смеются,
псы собираются в церковь. Листва опадает.
- ВЛАДЕТЕЛЬНИЦА УЛЬСГОРА ПРИНИМАЕТ ГОСТЕЙ
Итак, они с гобеленов сходят,
пекут пироги, поочерёдно дуют в трубу,
но гневливые струны скрипки, лопнув, ломают
лицо музыканта. Переводная картинка:
партитуры совестливых оркестров,
что, взявшись за руки, золото звука выносят, серебряный след —
всё смещено, всё немного
не на своих местах. Гребень ливня
луговую траву причесал, сбил с путей, вдоль которых
она росла. Да, покой трудоёмок. Да, сад заперт.
Между тем, фонтаны наши все в чешуе туманной,
гости наесться не могут, над ними
узел сна качается нестерпимый.
Кольца, яблоки. Сторож сада, расколотый натрое
бурным стеклом. Каждый раз, при встрече,
я имя твоё из памяти вынимаю
как из колоды карт…
- УЛЬСГОР СОБИРАЕТ АРМИЮ
Юноши свиты Хосрова, и
соляные божки Каспийского
моря, пузырь гладкотканой
рыбины, вздутый среди
потрохов, счета с безупречными
столбцами расходов, глубокое
дно вещей, их завязанные
глаза, и я, я — который
младше собственной тени:
всё это необходимо, и всё это будет взято.
Выбор сделан. К вечеру начинается
дождь. Молния смотрит
кино воды. А плечи твои
существуют отдельно, напоминают
дальние перистые облака. На стыке
памяти и покоя мы видим предметы
о которых люди молчат: керамику ада,
фаянс грозы, стеклянный осколок оружия;
спасибо. Это сон. Вздымается шар воздушный,
и за стенами замка, где каждая дверь обладает
именем (Альфа, Альфина, Дельта,
Регина — и Фула), сбираются птицы:
прячутся под козырьком, курят, смеются,
ругаются матом. Герольды
указывают листьям, как правильно погибать.
…а мы ещё иногда замечаем в небе след реактивного самолёта,
или звезду падучую (певчую).
- ВЕЧЕРОМ ОНИ ЧИТАЮТ ГАЗЕТУ
Кто такой министр? Он
схлопнулся внутрь сердечного приступа:
чаем, ввезённым беспошлинно, пахнет теперь
на улицах; лезвием ночи поддета
крышка твоей ладони над белым
листом бумаги. А люди сами —
краткосердечны; под каждым
камнем у них монетка, в карманах —
персики. Солнце уходит за город,
в меркнущие ручьи окуная пальцы.
Ты стала другой за то время, пока я произносил твоё имя.
Вот в книгах-то имён несчётное братство,
и на картах — рек несчётное детство;
все они окружают Ульсгор, как очевидцы
смерти случайной: над телом встают, качаясь,
женщины в тёмных беретах и ослепительные солдаты.
Безмозглый гранит из-под ног утекает, кричит
газовая горелка, придворные врут королю:
это не страшно. Но всё же сегодня ещё и
с веревочной лестницы осень сорвалась, и тихий
рабочий из ямы мне головою кивнул —
будто друзья мы.
- В ГОРОД ВЪЕЗЖАЮТ ИНОСТРАННЫЕ ПОСЛЫ
Вишни, солеломни, мутнеющие сады;
упавшему с лошади, согласно традиции, раскалывают
череп; песчанощёкая девочка
играет на дудочке гнева. В том и наш хлеб,
и наш герб. Посланник весь бел. А мы
в своих шляпах широких, спрятаны, как в сундуках.
Эти стихи ни на что не годны. Ими не накормить голодных.
Вещество устало, но музыка гривой машет:
так, будто айсберг твоей парадной причёски
ещё иногда заметен в толпе. Что, и ты
не предавал никого? С чужой
женой не ходил, не пил
чужого вина? Так о чем мне с тобой говорить?
О reaumuria oxiana? В пленной воде пруда
загустевает материя, становится уткой;
Ульсгор Отдаленный знаком нам по сводкам погоды,
по крику «добыча! добыча!» с которым ребёнок, играя,
бросается к птицам. Это недопустимо:
твоя ладонь на моём животе — металл на металле.
И люди видят сквозь тусклые стекла:
круглый зверь ходит по кругу, треугольный —
зерно ест. Жгут листья. Двор выметен. Всюду прохлада.
Пора исчезать, но помедлим ещё минуту —
вытряхнуть камешек из твоего ботинка.
- Я НИЧЕГО НЕ ПОМНЮ
Безоблачное яблоко догрызаю —
безоблачное яблоко покоя, спрашивающее:
когда? когда ты вернёшься к чтению? когда
липы осядут, падут усадьбы? когда
враги к тебе подойдут с собаками двухголовыми?
Здесь ангелов бессчётно:
ангел-шуба, ангел-зеркало, аспирин-ангел —
и всё же нет у них грузовых кораблей, чтоб везти твоё сердце по миру.
Да, все мы измучались.
Да, однажды меня отец водил по Ульсгору:
выпал снег венценосный, ударила нас
полой плаща проезжавшая тень.
Мы говорили со статуями, неплохо
провели день. Очень устали. Хватит об этом.
Оседают липы, усадьбы трубят к отходу.
Словно моль я с тобою кружился и пил
свет животом. И всё уже было,
кроме зимы Ульсгора.
В ОПТИЧЕСКОМ ПАРКЕ
1.
Они, вроде, могилу забытую ищут, или
просто слова подбирают, бродя наугад
там, где раньше шишки на землю падали
в одной рубашке, и так на земле валялись! а нынче
кровь сосен взошедших жидка, им читают
на ночь сказки, но сосны не спят и боятся; в отдельный
угол неба глядят, повторяя слова: нефрит, бирюза, сирень.
Я же как муху сгоняю свой взгляд с твоего обнажённого тела.
Вот забытые яблоки покрыты плесенью: нет им стыда;
и лимон преломил упавший луч света. Кузнечики
скоро треугольные песни свои запоют. Мы устали.
Воздух жужжит; я желаю ещё
песню сложить на языке неправды, но ты
входишь в оптический парк с другой стороны и срываешь
все опыты — едва уловимый, выбеленный
блик на самом краю диска. Мир глух, как солома. Слова
друг друга едят, будто рыбы, почти не открывая рта.
А я только хотел сказать: вон деревья, за тем холмом.
2.
Скучно в оптическом парке. Вдали остались
беспокойные комнаты, в скорлупках которых
дёргаются студенческие вечеринки, бутоны
страха взрываются; люди
срезают пряди волос друг у друга, танцуют, едят,
готовятся: вот уже скоро лежать им на брюхе, вдыхая
сквозь тонкую брешь целлофановый неудобный воздух. Жарко.
Жаль: я, знаешь, совсем разучился
схватывать детали, повествовать. Меня не заводят
ни древние звери, ни магнетизм, ни исчезновение птиц. Пора уходить:
на осколках стекла стоит оптический парк, в снегу обобщений;
я кидаю в него снежок, он снежок разбивает в полёте,
говоря: безветренно здесь, да? и времени много прошло;
действительно, ты же вроде что-то сказать хотел? Да нет.
Я просто пытаюсь мимо тебя смотреть, сквозь деревья.
Мне очень скучно здесь, где сопрягаются линзы,
одышливые механизмы глотают туман; я смутно
всё вижу: одни очертания, молоко. Перчатку стянуть
и прижать уголки глаз; ладно; мы под матовым куполом.
Снег торопится падать. Холодно в мире. Деревья устали;
воздух жужжит, всё никак не может
отрастить и себе глаза, а не только уснувшим мухам.
…наконец сбывается вечер, кусты засыпают вповалку…
3.
Заметает оптический парк. Арки его и вышки
претерпевают смягчение, голову клонят: умаялись.
Получаша луны: тра-та-та, тра-та-та, тра-та-та.
Ты от безделья напеваешь разные глупости? Да, жду
световую атаку. Прислонился к ограде дремоты. Вытянув ноги, сижу.
Зевают холмы
Так всё это длинное время я только с тобой говорил, господин Оптический Парк?
Получается так. Ты, как и все, занимаешься разными бусинками,
но между тобой и неправдой черты не провесть: так тесно —
и, видишь ли, только это мне интересно. Ладно. Но что же насчёт:
<…>
Да, но это для краткости мы отсечем.
Не злись: это радость труда. Я отдаляюсь.
Вот и медленнотелое время вечер берет за запястья —
уводит смотреть кино…