Софья Дубровская
ПУТЕШЕСТВИЕ О
ПУТЕШЕСТВЕННИК
инициатор — вон, какой
идёт по вьючной мостовой:
до самого Китая
несётся мостовая;
он к дому лесенкой наверх
восходит — Солнце-человек,
чтоб видеть ночь, но по уму —
он имитирует Луну,
а в следующие дни недели
перемещается в Нью-Дели;
следи — среди покатых льдин
практических лежит один,
арктически летит один;
плетёт восточную калитку
мужающему эвкалипту;
в богатую пустыню
несётся, опостылев
себе-само-себе-само
сампо-себе-сампо-себе:
и снова мост, и снова в карту
смотреть, и пост держать, и марку.
пока он ходит, ходит, ходит
и домик нужный не находит
в тот дом уже стучат — и рыщут
рычат и ищут
***
моллюсками из раковины тянет,
подземным черноморским переходом,
нерасторопным выбеленным пляжем,
затянутой покатым илом плиткой;
я никогда туда не приезжала
со многими, кто смог бы там остаться;
мозаика раздваивает волны,
песок смеётся от чужого горя;
я ноги оборачиваю зюйдом
и вижу, как реликтовая чайка
глухонемой обедает полёвкой,
баюкая мечтательный висок
уснувшей в яме солнца мягкой мыши;
пока торговец в лавке с овощами
медитативно дергает об угол
растянутое тело клейкой плёнки
и убеждает плёнку разорваться,
чтоб затянуть ей половинку тыквы,
жена торговца тыквенные руки
об фартук трёт, и впитывает фартук
и сок, и руки, и торговца-мужа
кого ещё здесь можно полюбить мне
будет ли что-то и будет ли
что-то кроме
записанного стихом?
Я НЕ МОГУ ОБ ЭТОМ ГОВОРИТЬ
1.
смотри: я засняла это посередине леса,
в час, когда деревья становятся девушками;
у одних из них намечаются груди-гнёзда,
они будут здоровыми матерями;
у других с опозданием нарождаются груди-омелы:
что с ними делать дальше, никто не знает,
но они обязательно станут узлами,
обязательно всё пожрут;
могу ли я что-то сделать для них, разглядывая картину,
могу ли я вылечить лес, сожалея о нём?
или я принесу только окаменелость,
только птичий испуг, намёк на будущее уродство?
я просто смотрю – и этим насилую каждую птицу,
скрупулёзно разглядывая оперение и засветы на фото;
от этого хамства хвойная жизнь рассыпается,
птица, споткнувшись, слетает с картинки обнаруженным криком:
отныне замкнутый лес травмирован, – а затем обезличен
2.
он достал из-под ванны синий пластмассовый таз,
поставил его посреди леса, коротенького коридора,
налил туда хвойной пены, прочитал молитву перед началом,
натёр мои руки куском дегтярного мыла:
кожа стала красной и восприимчивой;
я нуждаюсь в близости, но не нуждаюсь в новых знакомствах
ложное воспоминание: кто-то прямолинейно мыл мне руки,
пальцы и между пальцами, по кругу, держа их над тазом
и окуная в таз: они оставались мыльными,
поэтому снова и снова можно было сближаться
3.
в общем и целом и лес, и хвоя, и таз
помещаются в пространство найденной церкви,
очень московской, но вовсе не необходимой
вообще никому; поэтому я случайно
обнаруживаю её на окраине белых суток;
деревянный пол поглощает полуденный свет,
за стеклянной дверью носятся белые голуби,
симпатичный священник целует икону лбом;
рядом с колоколами в пряничной лавке
за окном мелькает скрытный протоиерей,
я успеваю заметить, как он поедает
ласковой ложкой из банки варенье из шишек
4.
на полу в коридоре лоскутное одеяло
и повсюду вода
***
“не надо я так больше не могу
ещё могу уже не понимаю”
слова на ус мотают немоту
и головой усатые мотают
на карте домик-домик-поворот
давай оценим все твои потери:
здесь по утрам ходил собаковод
и корочки арбузные летели
“не надо помоги мне помоги”
какое слово дикое “жилплощадь”
там кто-то подозрительный стоит
и в раковине волосы полощет
“не надо не ходи там были мы” —
услышат может быть поберегутся
руками прикрывающие лбы
бесплодные работники искусства
НЕПРАВИЛЬНОЕ
вот местечко в лесу:
здесь протоптанный лапами снег
с разболевшей спиной
разложился под смятым кустом;
а другой наползает на землю —
и слушает смех,
и боится случайному зверю упасть на лицо
и на ветках высоких растёкся мерцающий дом,
только в зиму пригодный, но очень красивый на вид;
распугал стайных птиц и застыл кривобоким гнездом —
и до самой весны кривобоким гнездом простоит
и кукушке яйцо не подбросить, и просто лететь
мимо дома тревожно любому, кто видел о том,
что в неверной землянке спит бурый голодный медведь;
он проснётся голодным — и будет голодным потом
время катится вспять, солнце катится вспять; сотни птиц
размышляют, зачем оказался медведь наверху;
вспячке тело — тяжелое, дерево тянется вниз,
птица птице поёт: «полетели, смотреть не могу»
но в неверной землянке спит бурый трусливый медведь
и не может смотреть, как медлителен цвет января:
он устал, видит снег — соответственно, видит и смерть;
а на дереве птицы, и сон, и за лесом — моря
ФИГУРА ДЕВОЧКИ БОЛЬНОЙ
кукушки обращаются в лубок,
где застывают в клюквенный клубок
и замыкаются потëртым рядом:
разобран — птиц, а пересобран — ягод.
лесная часть очерчена мелком,
пиалой снов с проточным молоком,
добытым из пятнистого корыта,
заключена в квадратик и накрыта.
ты одинока, кумушка, — леса
отхлещет приставучая коса;
тебя заставят быть простоволосой
и щелкнут больно кончик носа-плëса;
и ты себя очертишь, неприкай,
поставишь сад, поставишь — привыкай,
накроешь перетëртой тряпкой кружкой
себя — вертеть подкупольной макушкой.
и колышки невымытых волос
запахнут детством, болью орхидеи —
твоя теплица пахнет как вопрос:
когда ей можно стать оранжереей?
ДИПТИХ
1.
коричневые складки одеяла —
подсвеченная кожа, клад шарпея
стоячая вода себе стояла
в телах насторожëнного шалфея
прошëлся пол по стопам деревянным
и лëг незрячим солнцем прогреваться
верëвка быльевая руки тянет
к ветвям — и не боится надорваться
сухой рукой проводит зëв поляний
из двери вынимает ключ щерблëный
вращаются цветы на одеяле
и вырастают в сад одушевлëнный
и, вымочены в свете, стены ставят
кровать под надлежащим ей углом
а свет окрестный, в шерсти псовой тая,
из шерсти возвращается потом
2.
в полях бежит пшеничный спаниель
и держит за крыло набросок птицы —
в ветвях щемящий житель спал и ел,
а здесь упал на лапы ветряницы,
он встречен был ударом — нежный вой
о взмах крыла, чертившего приветы
верхушке поля, жаром неживой,
но сохраняющей в себе предметы,
означенные частью быта птиц,
живущих на страдающем отшибе —
приметы раскалëнных становищ,
которые построить тут решили.
собака добегает до болот
и погружает лапы осторожно,
и шерсть пшеницей быть перестаёт,
врастая в ил цветением тревожным,
и птичья тень расходится на дне
светящимся желточком анемоны,
пока цветëт изобретением
в полях сиротских дерево лимона
Краткое предуведомление к поэме “Путешествие О”: целью моей было написать своего рода сказку-исследование о наших путешествиях во снах, где – и это очень важно – каждое слово значит именно то, что оно значит, не тая в себе никакой изнанки, а лишь рассказывая о том, какими загадочными могут быть герои наших ночных перемещений и сами эти перемещения.
ПУТЕШЕСТВИЕ О
Крылатый дым искушает
птичку, запертую на ключ
I. ТОЧКА
Круговое движение там и тут:
Сквозь подушку произрастает локон,
Жизнь сдаëт свои земли, она — батут,
Помогающий погружаться окунь;
Плавником меня тянет на дно, на дно,
Осмотреться даёт и песком пытает,
Разгорается кожа, течëт ладонь
В окружение сна. В нём сидит, подтаяв,
Заслезившись, Весна.
«Вытащи меня, вытащи, вытащи!
Глаза мои отбелены, вытаращены,
Выискай меня, обкатай покоем,
Меня сюда привели конвоем,
Оставили ждать тебя, смотреть фильмы,
Я чёрно-белая теперь, глиняная,
Поседела от страха; немые сны
Положили мне в рот белены».
Идём, идём,
Моя дорогая.
И днём, и днём
Такое бывает.
Мы хватаем ладони ладонями, пятками топчем
Монохромное скользкое тело раздутой ночи,
Ты сидишь на моих плечах, впереди — вокзал,
Рельсы еле вбирают воздух, на них: леса,
Нераскрытое озеро, девочка, высота,
Что ещё ты там видишь? Обглоданный бок моста,
Безразмерное здание, сломленный бег, фасад.
Меня за руку тянут: я всё же остерегусь,
Ты смеëшься: смотри, что за прелесть — Стерлядь и Гусь,
Я берусь за плавник, ты хватаешься за крыло,
Вчетвером мы глядим, отходя, в привокзальное дно.
«Как мы встретились?» — Стерлядь задумчиво чешет ус;
«Так мы встретились!» — тычет крылом за окошко Гусь.
«Да, мы встретились.» — машет мне из лесу лапой Мангуст.
II. В ПОЕЗДЕ
Гусь в шляпе скидывает карты,
А Стерлядь вскидывает ус,
И поезд, шумный и патлатый,
Несётся, собранный из бус.
Весна разнежилась на солнце,
Упав под столик откидной,
Мы в поле форменно несёмся —
А сон бесформенный такой!
Кивают пассажиры, слыша
Хрустящей музыки призыв;
Из радио сползают мыши,
Щекоча Стерляди усы.
Я вижу, как сменяет время время за окном,
Ведь время переходчиво и думает о том,
Как сделать, чтобы зеркало приняли за окно;
Оно неразговорчиво — и с кем-то заодно.
«А поезд-то игрушечный, а поезд — заводной!»
Резиновые рельсы раздуваются в шары
И лопаются с треском осязаемой жары,
Весна ударом темечка об стол разбила фулл,
Вздохнула тихо, девочка, и прилегла на стул.
А мыши разбегаются под звуки саксофо-
И Стерлядь возмущается, что душно и темно,
Щекóча усом пëрышки глумливого Гуся;
Въезжает поезд в колышки, хранящие поля.
А мышки-радиации берутся за хвосты,
Плетут — и получается верëвочный костыль —
Съезжают по окошку, дезертируя, домой,
Бегут на задних лапках, слыша запах луговой.
Мы выплываем из облака дыма в темно;
Ночь тихомирит сиротку-звезду, как детдом;
Рельсы скрутились в червей от мышиных зубов;
В пасти Мангуста запрятан писклявый улов.
III. ПОЛЕ И ЗВЁЗДЫ
Машет хвостиком лодочка-поезд,
А попутчиков лапы моих
Оставляют на мороси поросль,
Выходящую из-под земли.
Ночь и звёзды. Я вижу: по кругу
Вырастают, качаясь, грибы.
Обнимая за плечи подругу,
Топчем травы: мы звери-следы.
И усатая рыба, и птица
Разбрелись кто куда, а Весна
На росу, улыбаясь, ложится:
Так колодец, от веса устав,
Забирает её. Мы все трое
Ищем в поле причину тому
Почему же мы всё-таки в поле —
И расходимся по-одному.
Стерлядь, хвост расстреножив, как ножки,
Убегает копать водоём.
Гусь, покрытый гусиною кожей,
Улетает в небесный проём.
Я хожу, обнимая, как друг,
Дикий воздух; капризный малыш —
Ловит ветром меня. Подоткнут
Ветер вкруг моих рук. «— Ну-ка шшш», —
Слышу голос детсадовских трав:
» — Посмотри: от колодца наверх
Поднимается света рукав,
И на небе сидит человек».
Песенка пастушки
«А овечки на лугу
Распасутся — все в снегу.
Два пасутся — снега нет,
Шерсть их — облака комет.
Шесть их — и бока комет
Освещают им луга.
Увольняется луна».
Я пастушке машу: и пастушка
На меня сыплет смехом с небес.
» — Эй, подставь мне послушное ушко!
Я сегодня одно из чудес!
Слушай, слушай: подумаешь, сон,
Слышишь, слышишь: подумаешь, бред,
Сны — видения, ведьмы, неон,
И такого понятия нет.
Из-за гор за тобой подъезжает
Раритетный старик-механизм.
В этом поле ты нам не нужна, и
Мы тебе не нужны. Сторонись!»
По веревочной лестнице сходит
На колëсиках, робко, дрожа,
Ржавый крякающий паровозик:
«— Приглашаю тебя!»
«— Приглашай!».
Дверцы хлопают; время уносит
Нас со станции поля и звëзд.
Дребезжат дружелюбно колёса,
И Мангуст — как одно из колёс.
IV. ОЗЕРО-СОКРОВИЩЕ
Как это ты от себя уходила!
Вертлявый автомобильчик
Прошамкал во снах мотором,
Поплыл застеклëнным Линчем
В разросшихся коридорах,
Весна его отражает
И в стëкла собой стучит.
Скривились дома-пожары:
Вместо дороги — ручьи.
Чьи это руки? — ничьи.
Чьи это ноги? — ничьи.
Спираль-спираль, железная дорога,
Неведомый спиралевидный смех,
Раскатывают повороты глотки
И поедают вид и смелый свет,
Семья-семья, придуманное время,
На годы раскатавшее губу,
Прогрыз пути к озëрам сивый лемминг
И мягко вытек в сточную трубу.
Как это ты от себя уходила?
Как это ты от себя уходила?
Озеро, озеро, чистые камни,
Красное дерево множится, дай мне
В воду глядеть и смотреть на окружность
Красных деревьев; а где же запруда?
Как мне к тебе подойти и расплыться,
Я превращаюсь, и я теперь — птица,
Я подлетаю к тебе; в красный куст
Прячется лемминг, который Мангуст.
V. ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОТЫ
Бисерки-лапки помеченных уточек
Тихо скользили на дно.
Я во фланелевой ношеной курточке
С дедом вожусь в домино
Прямо на лодочке; птица-кочевница,
Брюшко-покатышка, в клюве — ничейное:
Катится панцирь клубком —
Так на поверхности рак пережëванный
Мается под ветерком.
Тише, семейное: вёсла на жердочки
Косточек рук — уплывай.
Я остаюсь на невидимой лодочке
Зрителем рыбьевых стай.
Что там, внизу?
Отражение лестницы,
Руки Весны, пузырьки околесицы,
В удочку выгнулся ус.
Берег невидим и пуст.
Падаешь в воду: и платье вздымается
Лилией из-под воды.
Лапы Гусиные гладь разломали и
В ней оставляют следы.
Я тихоходка и я погружаюсь
Стопами в мягкий песок.
В рифах шумит перепончатый заяц
И уплывает в лесок.
А на лодочке подводной,
Отражаясь от лучей,
Пассажиры путеводно
Разрезают сон ничей.
Смотрят рыбьими глазами —
Я стучусь в пузырь окна.
Поменяемся местами:
Сон один — и я одна.
«А мы ехали, мы ехали, смотрели общий фильм,
А мы встретились, мы встретились и вместе в лодке спим,
Ты придумала пространство, и пространство дало течь:
Так и стало твоё место нашим общим местом встреч».
Хлоп!
Выдувает рыба пузырь.
Хлоп!
Остаётся от лодки пустырь.
Справа Стерлядь-птица, слева — рыба-Гусь,
Держат платья листья, я наверх несусь,
Солнце вяжет нити к волосам моим,
Ловит сон в зените — и кончает с ним.
Локон возвращается в подушку,
И сквозь перья шепчет голос рыб:
«Просыпайся. Выпала пастушка
Из ограды звёзд и лунных глыб,
Мышка превратилась в ножку-гриб,
Поезд рассыпается в картон,
Овцы — пух из тополиных крон,
Сон решил остаться только сон,
Потому что был уже Бретон
Сам собой весьма изобретён.
Потому что и степной Мангуст
Просто так: степной колючий куст.»