Лауреаты премии «Лицей» о подростках в литературе и будущем поэзии
Верлибристы и верлибристки
На книжном фестивале «Красная площадь» уже традиционно объявили имена лауреатов премии «Лицей» имени Александра Пушкина, которая вручается писателям и поэтам от 15 до 35 лет. Жюри во главе с лауреатом «Большой книги» Александром Архангельским и поэтом Дмитрием Воденниковым выбрало «хозяев» 6 призовых мест в двух номинациях. Каждый лауреат получил от 500 000 до 1 200 000 рублей, внимание критиков и читателей. С несколькими победителями нам удалось пообщаться.
В этом году в адрес «Лицея» поступило более 2500 заявок, большинство из которых поэтические. Как того требует регламент, экспертный совет отобрал 20 финалистов, а судьбу победителей решило жюри. Вот, как выглядит пьедестал нынешнего сезона:
Проза
1 место Павел Пономарёв, «Мышиные песни»
2 место Никита Немцев, «Ни ума, ни фантазии»
3 место Анастасия Разумова, «Дрожащий мост»
Поэзия
1 место Оксана Васякина, «Когда мы жили в Сибири»
2 место Александра Шалашова, «Предприятие связи»
3 место Антон Азаренков.
Специальная премия журнала «Юность» «За самостояние»
Евгения Баранова и Василий Нацентов.
Вчера ещё об этих авторах знали немногие, теперь же все может измениться. Достаточно вспомнить, что в этом году в короткий список главных «зрелых» литературных премий страны – «Нацбеста» и «Большой книги» – вошла победительница «Лицея» 2017 года Евгения Некрасова.
Что касается нынешних лауреатов, сразу бросаются в глаза несколько общих тенденций. Первое и второе места в номинации «Проза» заняли сборники рассказов, а в прошлых сезонах жюри отдавало предпочтение крупным формам: романам и повестям. Кроме того, все три прозаических произведения так или иначе обращаются к теме юности и молодости, и часто их героями становятся подростки.
– Мне интересны подростки, потому что это переходный период, мерцательное состояние. Когда человек переживает рубеж, находится в очень призрачной социальной и статусной нише, когда земля под ним неустойчива, он начинает задумываться: «Что? Как? Почему?». Это самый необычный период человеческого существования, и чаще всего он выпадает именно на юность. В человеке происходит внутренний слом, и это неустойчивое состояние куда интереснее спокойной уверенности в завтрашнем дне, – объясняет победитель «Лицея» в номинации «Проза» Павел Пономарёв.
Что касается поэзии, то здесь по-прежнему правит бал верлибр, которому так или иначе отдали дань все три призера. Конечно, мало кто сегодня станет спорить с тем, что стихи без рифмы – это тоже стихи да еще какие. Но, например, в детской поэзии они до сих пор явление необычное, из недавнего вспоминается только «космическая» книга Льва Оборина, где верлибр встречается наряду с другими стихотворными жанрами. Тем любопытнее выглядят слова Оксаны Васякиной, победительницы в номинации «Поэзия», заявившей, что в будущем она планирует написать сборник для детей и популяризовать свободный стих среди начинающих читателей.
О том, как она сама увлеклась поэзией, Оксана рассказывает так:
– Когда мне было лет 14, я начала с текстов для рэпа. Это сейчас рэп невероятно популярен и работает со сложными темами, я же знала только «Касту» и «Эминема», ведь интернета ещё толком не было. В итоге с рэпом мои отношения так и не сложились, я всего один раз в жизни вышла на сцену и сильно её испугалась. А потом лет в 18-19 начала снова писать, но уже стихи. Узнала современную поэзию и поняла, что это тот самый внутренний шум, который я слышу в своей голове. Я бы не сказала, что сегодня поэзия в кризисе. Вижу много людей, которые читают книги, особенно в метро. И часто это стихи. Кстати, большинство моих текстов написано именно в метро.
На пресс-конференции по окончании церемонии награждения речь зашла о состоянии современной литературы. В частности, говорили о том, насколько важна будет её роль для будущих поколений XXI века. Мнения молодых авторов разделились.
«Мне кажется, мы стоим на краю пропасти. И уже давным-давно сгорел дом, а мы всё вспоминаем о том, какие были занавески, – говорит поэт Василий Нацентов. – Но поэзию еще можно сохранить. Я убеждён, что это необходимо, поскольку поэзия делает мир гармоничнее и удерживает от последнего шага в бездну».
С более оптимистичным комментарием выступила его коллега по премии журнала «Юность» Евгения Баранова:
— Поэзия не закончится никогда. Да, какие-то журналы закроются, но возникнут новые, и мы обязательно найдем иные способы взаимодействия с читателем. Всё будет продолжаться.