Денис Безносов
Подборка стихотворений
коммос
carrying away the little light dead people
t. s. eliot
уносят маленьких легких мертвых
выносят крупных способных дальше
спокойный близится теплый вечер
воспой оставшихся там сивилла
которым дали сжимать меж пальцев
иссохши пригоршни пыли праха
расплывчат контур крошатся тени
единожд сшитый с пустым пейзажем
глухой девятый удар последний
зияют щели на рыхлом небе
в безлюдном бергамо воют птицы
апрель из месяцев самый скучный
по мотивам транстрёмера
в пустом зале слышно громкоговоритель
простуженный диктор перед микрофоном
читает с бумажки мысли сумасшедших
сарай из обломков затонувших суден
ослепшие фуры на сырых дорогах
медные пластины изогнутой кровли
синие скамейки гул глухих моторов
перешепот взрослых остовы барж звезды
в ливневой решетке спокойная морось
заберись повыше смотри как с карнизов
с оголенных веток поджимая лапки
опадают утром замерзшие птицы
устройство жилища
из душного сна
игрушечной чащи
попробуй выбраться
там кормят землей
вращают по кругу
никто в обратную
там рыщут зверей
шершавые туши
ужасно блеющих
и в масках старух
ослепшие дети
в испуге пятятся
кричи не кричи
протаптывай тропы
выспрашивай помощи
пролегомена
земля распухла и проросла в кожу
тело рыхлое вдоль тишины жило
ело обломки неба мякоть почвы
вращалось молча видело процессы
шло послушное по дверным проемам
много дышало знало запах дома
были размыты лица на бумаге
надуты сном рты ползших полулежа
одинаковых к ним везли младенцев
непонятное губами шептали
размышление о трех этюдах
изначально они казались настоящими
вписанные в грязно-рыжий фон обезумевшие
человекоподобные существа с искаженными мордами
выражали ужас необузданный гнев мучительную боль
ощущение предельной беспомощности при созерцании
приемлемого мира с его допустимыми пропорциями
причинами следствиями преимуществами целеполаганием
продуктами жизнедеятельности движением прямоходящих
душными помещениями промозглыми улицами
потом их перевели в геометрически ровное пространство
единое для всех искусственное лишенное признаков хаоса
грязно-рыжего фона грубо покрывающего стены позади
рассадили по местам согласно выверенной композиции
и одному из них добавили небольшую деталь нечто вроде
стальной скобы или хлястика на пуговицах пришитого
к его плоти намекая на механическое происхождение либо
превращая его в изделие из ткани нечто заведомо неживое
неодушевленное похожее на муляж декорацию или куклу
одиночные камеры срослись в сплошной прямоугольник
с разрушенной четвертой стенкой стали большой витриной
с выставленными внутри музейными экспонатами чучелами
существ с искаженными мордами вывернутыми конечностями
фрагментами кукольного театра цирка увечных человекоподобных
потрошенных нанизанных на прочные металлические каркасы
набитых паклей кожаных мешков в заведомо заданных позах
походящих на обрядовые копии тех настоящих из прошлого
когда многое пожалуй казалось чересчур настоящим
эсхатологии
первая
они не помнят что
произойдет потом
на снулом потолке
три насекомых ждут
ни прах ни то что есть
помимо праха сплав
имен и рыхлых тел
не в силах распознать
исследующий связь
бессвязных пятен слеп
остекленевший мозг
в зрачки им помещен
в прихожей у двери
среди картонных бездн
расходится по швам
обыкновенный стук
в какой-нибудь глуши
неведомо для нас
вдруг завершится мир
издав утробный всхлип
вторая
почти никому не говорят
какой впоследствии будет ад
потому сидят у жидкой реки
накормленные речью человеки
сидят молчат ничего не говорят
потому что запрещено говорить
икар
никто ничего не заметил стояла ветреная погода
слепой пастух водил овец по кругу опрокинув кверху
спокойное лицо усталое солнце всплывало над морем
вокруг стояли наспех сколоченные декорации мира
одинаковые прохожие таскали на сгорбленных спинах
парализованные туши тождественных им прохожих
говорят недовольные головами люди собирались в экло
говорят местный пекарь мог вылепить новую из теста
пока голова выпекалась к шее прилаживали кочан капусты
тогда местные собирались грызли колонны жевали железо
с крышками на макушках балаболили двумя ртами женились
под метлами вешали ножницы вставляли в колеса палки
вдоль надтреснутых стен влачили большие тяжелые камни
к виселицам на берегу рыболовным снастям босым воронам
говорят ходил сюда кувшин по воду покуда не разбился
говорят однажды голов не хватило и некоторые остались
с капустными кочанами зевать напротив печки не замечая
пары ног торчащей из воды испражняться на мир из окошка
фанурий и бегемоты
на этих территориях
жили тысячи лет назад
карликовые бегемоты
с огромную размерами
сходны особью дога и
с туловищем свинообразным
по берегам пещеристым
морды рыскали их пока
полностью вид не истребили
потом там некто с острова
указующий вещи был
таинствовал и подвизался
в пещере где он прятался
позже груды нашли костей
в выщербинах окаменелых
изогнутые вросшие
в скалы кости хранились там
выпуклые дугоподобны
в свидетельствах картографа
упомянуто что к местам
мученическим приходили
в шестнадцатом столетии
поклониться костям святым
вычиститься и исцелиться
так было лет четыреста
шли к пещере со всех сторон
требующие исцелений
позднее обнаружился
в недрах каменных древний прах
карликовых парнокопытных
в свидетельствах зоологов
сообщается что сюда
к берегу близ каранаолу
сбредались со всей местности
вглубь пещеры встречать исход
карликовые бегемоты
о несущих
над голубятнями висит вой собакоголовых
остатки здешнего теперь им приносят на спинах
когда бесформенный берут груз в усталые руки
парализованы в воде их не движутся ноги
в продроглом воздухе ползут их послушные тени
но контур берега размыт тускл расплывчат не виден
над обиталищем больших рыб и мягкого ила
волокна вечности растут вспять сгущаясь до вспышки
памяти матери
никогда не писал от первого лица
сознательно сторонился прямолинейности полагая
что литература теряет в содержании если проговаривать
некий частный сюжет вместо запутанной метафоры
изложенной через специально сконструированный механизм
разномастной лексики и прихотливого синтаксиса
неудобного метра и системы чередующихся клаузул
поскольку именно таким видится необходимый текст
способный ничего не говорить в лоб ни в чем не исповедоваться
не заигрывать с той или иной повесткой не спекулировать на чувствах
не быть заведомо понятным всем и каждому
но потом вокруг стали исчезать люди
без которых едва ли можно представить действительность
едва ли можно дальше брезговать простыми мыслями
незамысловатой почти разговорной речью понятной
и до тошноты обыкновенной вроде оборванного разговора
с известным развитием и исходом или очередного действия
ни на что не влияющего но продолжаемого ради заработка
либо для поддержания жизнедеятельности
потом посреди очередного одинакового дня
в душной московской больнице исчез фрагмент прошлого
от начала до настоящего времени то есть почти целиком
прошлое с его сюжетами и персонажами запахами и фотографиями
говорят она перестала дышать во сне
не дождавшись зависимости от обезболивающих
каждое утро подбирая нужные слова
язык теряет дар речи
перед зеркалом
нет ничего страшнее чем оказаться наедине с собой
подолгу разглядывать желто-серого и всезнающего
рассказывать себе о литературе выслушивать ворчание
о построении сюжета ненадежных рассказчиках
потом заунывные жалобы на неверно скроенный мир
скорее кажущийся случайной поделкой нежели шедевром
наконец беспомощное молчание которое пожалуй
ничем не унять как ни старайся что ни выдумывай
разные простые явления
стертые плиты поверх потрошенной глины
гулкая галька холмы протяженность взгляда
вдоль распухает дорога камни набитые ветром
если начать постепенно отсутствовать после
завтра не будет ни скомканных суток ни суммы
прошлого трещин на кафеле в ванной затхлой одежды
в старых картонных коробках в запахе шкафа
в строгом порядке предметов на выцветшем фото
есть объяснение что притворяется чем и какой-то
путаный замысел притча метафора вывод
скопище сведений блеклые кадры живые
мертвые люди нянчат детей улыбаются смотрят
собрание сочинений
известно немногое но все же больше
чем о том которого не существовало
поговаривают в тайне был атеистом
грешником богохульником эпикурейцем
еще фальшивомонетчиком и шпионом
писал в черновиках крамольные мысли
за это и прочее на левом берегу темзы
был однажды майской ночью зарезан
относительно обстоятельств смерти
как всегда бытует несколько теорий
несчастный случай самооборона
пьяная ссора умышленное убийство
по итогам судебных разбирательств
разумеется вымаран ход событий
биография сточилась утратила детали
стала материей с памятью о своем теле
подобно полуабстрактным скульптурам
немецкого француза ханса арпа
буслаев
невозможно сказать что тогда учинилось
молодые старые и разные люди
скрежетали зубами визжали нелепо
густые хоры пришли у окна загудели
из людей вылезали усталые люди
стало умозрительство рассыпано повсюду
наполнен дом был вопля будто гласа трубна
затряслись ноги язык прилпе ко гортани
жалкое давал эхо рыдательна грому
здесь в промозглой густоте туловища стульев
кости сухожилия внутренности дома
все стало очевидным и сплошной массой
в скукожившемся нутре истории кто-то
достоверных деталей выведать не в силах
шевелил суставами сочинял сюжеты
сведений точных собрать оттуда не вышло
ни вне математики ни в пределах ленты
от чего трепетали все элементы
приходили медленные люди
приходили медленные люди
с головами пластиковых кукол
шевелили серыми губами
приносили в сумках циферблаты
им конечно ведомо что дальше
было будет в комнатке с окошком
книжным шкафом и округлой бездной
возле двери
изображение мыслей в виде условного расположения предметов
за четвертой стеной растут деревья
возле ямы стоят книжные полки
под потолком висит рыхлое солнце
из-за прутьев поет осипший голос
нас сюда привели смотреть на память
смутные изучать признаки быта
привыкать к пустоте и молча слушать
как прорастает мох сквозь половицу
конец света
innego końca świata nie będzie
cz. miłosz
в помещении где горят слепящие лампы лежит укутанная
простынкой по пояс невозмутимым взглядом исследуя
линию на стене между грязно-желтыми и кипенно-белыми
полосами изредка шевеля зрачками в сторону приоткрывшейся
двери из-за которой приблизительно каждый час появляются
посторонние чтобы провести в помещении всего несколько
минут проведать бегло осмотреть ощупать всех разложенных
оценить обстановку и тотчас удалиться либо в противоположную
сторону в пластиковый прямоугольник в котором неспешные
покачиваются кроны одинаковых деревьев над подоконником
там лежит рыхлая почва с тканями омертвелыми от нарушенного
кровообращения неспособная шевельнуться поиспещренная
водяными протоками искрошенная полупрозрачными волнами
солнца изгрызенная насквозь дождевыми червями продавленная
бродячими по ней массами продырявленная корневищами
переплетенными взрыхленная зачерствелая сырая озябшая
пористая загрубелая волглая разбухшая задернелая сыпучая
испепеленная вязкая плотная распаренная топкая податливая
а над ней стоят деревья вьются птицы висит сплошная звездная
ночь жужжат насекомые идут люди растет трава цветет настурция
midwinter spring
в бёрнт нортоне идёт снег и закругляется время
над крышами набух дым в нём опрокинутый в небо
процеженный сквозь дым сон шероховатый наощупь
от пухнущей воды взгляд перемещается слепнет
осмелившись ступить вглубь алгебраических формул
разрушенный узрев дом и погребальную пляску
есть в запертом на ключ сне неосязаемый контур
сколоченных в одно тел между зрачком и истлевшим
ландшафтом позади где на обожжённых деревьях
уставившись в глухой свет спят чёрно-белые птицы
где холодно глядеть вдаль и в объектив чтобы позже
под мглистой чешуёй встать запечатлеться исчезнуть
на фото где идёт снег и повторяется время
путь выщерблен ведёт вспять но пролегает обратно
истёртая в муку речь над геометрией кладбищ
ист куокера немой гул заиндевелые кроны
и сгрудившись у трёх скал парализованный хлещет
солёной пустотой день перегнивающий в сумрак
в нём в запертой земле сплошь необитаемый ветер
клубящийся в ушах всхлип все округленные годы
разрыхленный висит свет овеществляя фигуры
расставленных смотреть в кадр не шевелиться ни в коем
разносится вокруг гарь перемещается вдосталь
набравши пустоты в рот распространяясь по лесу
где холодно смотреть сквозь клеть обожженных деревьев
обыденный ползёт час вспять замыкая окружность
вверх сыплется слепой снег кадр растекается меркнет
не что-то из себя взять но улизнуть от исходно
заложенных внутри слов неощутимых последствий
не вызреть а узреть что осуществляется возле
в начале дня конец дня на пожелтелых страницах
ток грифельной реки вдоль шероховатой равнины
обыденный идёт сон перезревающий в утро
опыты
*
когда в январе 38-го возле парижского кинотеатра
некто благоразумный робер жюль совершая попытку
ограбления воткнул нож в грудь некоего ирландца
чудом не задев сердце с левым легким и оставил
раненого истекать кровью на улице он по его
чистосердечному признанию не понимал что делает
позднее в суде он примерно так и сказал
i don’t know perhaps it’s a dream и даже извинился
*
никто из пришедших не заметил что вокруг нет ни площади
ни гудящих улиц с прохожими витринами велосипедами
нет деревьев трамваев машин под кронами деревьев
нет окон стрекочущих насекомых осязаемого пространства
имитации времени ничего что бы хоть как-то напоминало
о привычном порядке вещей только в земле остались
одинаковые люди с телами землистого цвета с оглохшей
речью похожей на трение при колебании маятника
*
оказавшись потом среди книг пищи предметов быта
попадешь в кадр будешь напоминать собой прошлое
*
в крипте сан-северо в стеклянных витринах выставлены
тела мумифицированных мужчины и женщины кровеносные
системы обоих сердце артерии вены сохранили исконные
формы по истечении двух столетий но достоверных сведений
каким образом была достигнута такая сохранность сосудистых
тканей до сих пор не обнаружено хотя конечно бытует несколько
теорий в частности якобы их напоили перед смертью жидкостью
которая растекшись по протокам окаменела потому когда прочие
составные части организмов разложились их затвердевшие
паутины кровеносной системы остались в стеклянных капсулах
над неаполитанской землей соблюдать непрерывность вечности
воспевать собой мир так и не завершившийся после них
*
беспомощные голые люди на прямоугольных койках накрытые
простынями разглядывают слепящие пятна больничных ламп
ворочают головами по сторонам похожи на новорожденных
*
каменистый скат полузатонувшие постройки накренившееся
зеркало воды мелкие рыбешки водоросли густой цвет
деготь мазут черные пятна в шахматном порядке по дороге
сцеженные капли влаги взвесью внутри сырого сквозняка
хлещет ветер в рекьявике так хлестал ветер в городе по нему
брела чеховская учительница пока вдруг не оказалась
по колено в ледяной воде никто не стенал и не сетовал
уставившись в горизонт она что-то бубнит себе под нос
*
как писал поэт шервин стивенс в своем прощании биолога с женой
тут нечего расчитывать на рай и ад ты вся мертва я поскорблю конечно
но скорбь не в силах жизнь продлить дыхания не возродить ей и так далее
а лебядкин тем временем на кухне молча пересчитывал живых тараканов