Сборник произведений победителей восьмого сезона премии «Лицей»
6 июня 2024 года, в 225-летний юбилей со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, на Красной площади были объявлены лауреаты восьмого сезона литературной премии «Лицей». Премия носит имя великого поэта и была учреждена специально для молодых поэтов и прозаиков (до 35 лет): как продолжающих традиции классической литературы, так и предлагающих новые траектории её развития. За эти годы премия стала заметным событием литературной России: именно «Лицею» читающая публика обязана появлением романов «Выше ноги от земли» Михаила Турбина, «Протагонист» Аси Володиной, «Полунощница» Нади Алексеевой, вышедших в «Редакции Елены Шубиной», а также открытием имён других талантливых молодых прозаиков и поэтов. Как и Лицей времён Пушкина, премия «Лицей» объединяет лучших молодых литераторов, намечая пути современной русской словесности.
В книгу вошли произведения шести лауреатов премии. В номинации «Проза» представлены сборники рассказов Анны Маркиной «Рыба моя рыба», Ольги Харитоновой «Чужая сторона» (первое и второе место соответственно) и отрывок из повести Евфросинии Капустиной «Люди, которых нет на карте» (третье место). В номинации «Поэзия» первое место — у Леонида Негматова, второе — у Василия Нацентова, третье — у Майки Лунёвской.
Сборник открывается предисловием председателя жюри восьмого сезона премии писателя Юрия Буйды и члена поэтического жюри Артёма Скворцова: комментируя литературные голоса победителей, они рассказывают, как молодые авторы продолжают традиции русской литературы.
Сборник рассказов Анны Маркиной «Рыба моя рыба» объединяет несколько историй. История, давшая название сборнику, оформлена в виде переписки классной руководительницы и отца школьника. Мальчик верит, что умершая бабушка переселилась в аквариумную рыбку, и начинает приносить аквариум на занятия. Второй рассказ «Tesla» повествует о школьной учительнице, которая внезапно открывает для себя мир акций и инвестиций. В третьей истории, получившей название «Вышивальщик», Маркина превращает обычного пьяницу в знахаря и объект почитания всех знакомых. Они уверены: то, что он вышьет, обязательно сбудется, и люди начинают просить у него разное (от новой детской коляски до любви и свободы). Все сюжеты автора — о простых людях, об их странностях, и на месте героев легко можно представить своего соседа или знакомого, о чьей жизни вы знаете мало. Абсолютной достоверности повествования Маркина добивается за счёт лёгкого, но строго организованного языка.
Ольга Харитонова в своих рассказах рассуждает о месте человека в этом мире. Её герои выглядят чужими в окружающих их обстоятельствах, будь то мужчина, приезжающий в глухую северную деревню на похороны друга («Чужая сторона»), молодая девушка, попадающая в больничную палату к пенсионеркам из-за проблем с сердцем («Перезвоню»), или роботы-дети, которые пытаются найти любовь или нелюбовь у своих новых родителей («Первый “А”»). Её произведения — продолжение классической для русской литературы темы лишних людей. Её повествование — сжатое, точное и ясное.
В отличие от героев Харитоновой, героиня повести Евфросинии Капустиной «Люди, которых нет на карте» (готовится к выходу в «Редакции Елены Шубиной») хотя и чужая, но не лишняя. Она волонтёр, временно меняющая привычный быт в России на клинику для малоимущих в Гватемале. С первых строк повесть привлекает искренностью, отсутствием механически построенных фраз: будто читаешь блог о поездке, понимая, конечно, что самое главное — не условия быта и пейзажи Латинской Америки, а ежедневный подвижнический труд медиков на благо людей, остро нуждающихся в помощи. Повесть-мозаика, в которой сплетаются судьбы людей в горной гватемальской деревушке: медиков-волонтёров с разных концов мира и главной героини, узнающей нечто новое о себе и о других.
Стихи лауреата первой премии в номинации «Поэзия» Леонида Негматова показывают широкий диапазон традиций и культур, уживающихся в одном авторе. Его сборник стихов «Открой» состоит из двух неразделимых частей. В первой представлена неоромантическая поэзия – лирический герой выводит привычные городские декорации на метафизический уровень, старается наладить коммуникацию с недосягаемыми адресатами – возлюбленной, судьбой, Богом. Во второй части сборника автор через погружение в культуру Центральной Азии создаёт стихотворную мозаику, в которой устройство и появление мира неотделимо от жизни простой рисовальщицы узора, которому предстоит стать вышивкой на полотне сюзане.
Поэтические тексты Василия Нацентова показывают словесное мастерство автора, для его стихотворений важен контекст, подтекст и культурный бэкграунд. Индивидуальность Василия раскрывается в собственном стиле, основанном на интеллектуальной поэзии с большим количество аллюзий и реминисценций, по которым можно судить о широком литературном кругозоре автора.
Майка Лунёвская развивает линию камерной поэзии, приглашая читателя к созерцанию, ведь её поэзия требует вдумчивого, неспешного и чуткого вслушивания.
Тексты лауреатов премии чрезвычайно интересны по отдельности, но в сборнике они становятся цельным высказыванием, слепком нашей эпохи: читатель может представить, как выглядит литературная карта современной России, что интересует нынешних писателей и что будут читать совсем скоро.
5 причин купить новинку
1. Авангард современной литературы. Премия «Лицей» уже несколько лет отражает актуальные темы и стили молодых русскоязычных прозаиков.
2. Следование традициям. Молодые авторы развивают традиции классической литературы. Ольга Харитонова работает с психологической прозой и образом лишнего человека; Майка Лунёвская — с камерной поэзией; Леонид Негматов — с неоромантизмом.
3. Современный герой. И прозаики, и поэты обращаются к образам современников, помещая их в необычные обстоятельства и исследуя их чувства. Это новая литература — про новых нас, живущих в 2024 году.
4. Новые темы и голоса. Молодые авторы привносят в литературу новые темы и новых героев. Евфросиния Капустина обращается к опыту работы волонтёра в НКО; Леонид Негматов пишет от лица человека, ощущающего себя на границе двух культур: узбекской и русской.
5. Литература будущего. Многие годы именно лауреаты «Лицея» задают тренды и формируют читательский вкус. В сборнике можно увидеть очертания новых литературных тенденций. Аннотация 6 июня на Главной сцене Литературного фестиваля на Красной площади были объявлены шесть лауреатов премии «Лицей». В книгу включены тексты победителей — прозаиков Анны Маркиной, Ольги Харитоновой, Евфросинии Капустиной и поэтов Леонида Негматова, Василия Нацентова и Майки Лунёвской.
Об авторах
Анна Маркина (р. 1989) — писательница, критик. Окончила Литературный институт им. Горького. Стихи, проза и критика публиковались в толстых журналах и периодике. Автор трёх книг стихов, повести для детей «На кончике хвоста» и романа «Кукольня». Победитель премии «Восхождение» Русского ПЕН-Центра, финалист премий им. Катаева, Левитова и др. Главный редактор литературного проекта «Формаслов». Член Союза российских писателей, Союза писателей Москвы.
Ольга Харитонова (р. 1988) — писатель, сценарист. Член Союза литераторов Российской Федерации, секции драматургии и сценаристики. Получила четыре высших образования: по специальностям почвоведа-агрохимика, дизайнера, педагога дополнительного образования и учителя начальных классов. Многократный участник семинаров и мастерских для молодых писателей. Финалист премии им. А.И. Казинцева (2022, 2024). Обладатель гран-при Международного конкурса фантастики «Кубок Брэдбери» (2023). Рассказы опубликованы в журналах «Юность», «Москва», «Новый мир» и других. Автор трёх книг прозы, соавтор сборников («АСТ», «Бомбора»).
Евфросиния Капустина (р. 1997) — писатель, фотожурналист. Окончила Санкт-Петербургский государственный институт культуры. Работала над фотопроектами в России, Гватемале, Никарагуа. Руководит фотоотделом в международной благотворительной организации Health&Help. Произведения публиковались в толстых журналах и периодике. Участник форума молодых писателей России «Липки» (2022, 2023). Победитель международного конкурса «Мост Дружбы», премии им. Салиха Гуртуева, премии «Восхождение». Книга «Люди, которых нет на карте» готовится к выходу в «Редакции Елены Шубиной».
Леонид Негматов (р. 1989) — поэт, школьный учитель и вузовский преподаватель, сотрудник Фонда президентских грантов. Родился в Самарканде Узбекской ССР. Окончил Поволжскую академию государственной службы имени П.А. Столыпина по специальности «Организация работы с молодежью». Публиковался в журналах «Звезда Востока — Шарк Юлдузи» (Ташкент, Узбекистан), «Плавучий мост», «Волга-ХХІ век» и «Идель» (Россия), интернет-журналах и альманахах «Гостиная», «45-я параллель», «Сетевая словесность», газете «Завтра». Автор четырёх книг стихов.
Василий Нацентов (р. 1998) — поэт, прозаик, критик. Родился в Каменной Степи Воронежской области. По образованию ландшафтовед. Стихи, проза и критика публиковались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Юность», «Наш современник», «Эмигрантская лира», «Интерпоэзия» и др. Лауреат премии «Звёздный билет» (2018). Резидент Дома творчества Переделкино. Член Союза писателей Москвы.
Майка Лунёвская (р. 1988) — поэт. Окончила Тамбовский государственный технический университет по специальности «юриспруденция». Работала помощником аудитора, оператором аттракционов, бухгалтером, артисткой в детском театре, юристом. Участвовала в форуме молодых писателей России «Липки», творческой мастерской Ассоциации писателей и издателей России, семинарах от Союза писателей Москвы. Победительница ряда литературных премий и конкурсов. Стипендиатка Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ по результатам Форума молодых писателей (2021, 2022, 2023). Публиковалась в журналах «Знамя», «Юность», «Наш современник», «Эмигрантская лира», «Интерпоэзия», Prosodia, в «Литературной газете» и других изданиях. Выпустила музыкальные альбомы «Сад», «Пустота» и несколько ЕР. Увлекается графикой likibaziliki. Живёт в селе 1-я Берёзовка (Тамбовская область).
Избранные цитаты
К вечеру, когда она закончила с оценками и посмотрела на график, акции выросли на полтора процента. К Новому году доросли до ста тридцати долларов. С развода у неё почти не водилось свободных денег — всё, что было, откладывалось на ремонт. И вот… В ней начала шириться надежда, похожая на взмывающий воздушный шар. И как будто с этого шара она наконец увидела огромную жизнь, которая состояла не только из исчерканных тетрадей, жалостливого хрумканья снега по дороге в школу и чужих детей. Варвара даже продала одну акцию, чтобы эту другую, свежую жизнь приблизить. – Анна Маркина, «Tesla»
я даю ему слушать отрывки из Ленни Кравица, раздуваю гримасы, насколько хватает щёк, — и мой сын улыбается. Господи, так улыбается, что мне кажется, будто Ты дашь мне пожить ещё. – Леонид Негматов
«Болеть стыдно!» — сказал Арине один бизнес-тренер в видеолекции, найденной как-то раз на ютубе. И с тех пор Арина верила, что она в свои шестьдесят, семьдесят два, в свои восемьдесят, сколько им всем там, будет совсем другой. Это они жалеют себя, это они себя запустили, экономят на хороших продуктах, не знают о спорте, а вот она… – Ольга Харитонова, «Перезвоню»
Август ставит восклицательные знаки: сверкает чистейший рубин, как сказал бы Данте. Жара спадает, и порыв ветра скидывает в чёрную воду пару червивых груш. Лисица перепрыгивает через упавшие дубы старательно, как шпион в тылу. Только по мостику гулко так, виновато, как в туфельках на балу. – Василий Нацентов
Я всё больше думаю о том, что мир в лучших своих проявлениях держится на людях. На таких, как доктор Лена. Которая в ночи гуглила, писала, звонила в чужой стране и на чужом языке. Искала шелтер для женщины, пережившей насилие. И нашла. На таких, как водитель Костя. Который каждый вечер несколько лет уже садится за руль ночного автобуса «Ночлежки» и везёт по темнеющему Петербургу горячую еду тем, кому вообще нечего и негде есть. На таких, как искусствовед Варя. Которая на первую же крупную премию вместе с женихом начала восстанавливать старую школу в глухой поморской деревне. На таких, как вы. Которые не ждут, пока придёт кто-то большой, сильный и порешает всё плохое, а берут и делают. Что умеют и как умеют. Главное, делают. – Евфросиния Капустина, «Люди, которых нет на карте» (фрагмент повести)
раньше было легче убивать ты сидишь со всеми чистишь рыбу у неё кончается дышать ты растёшь помощницей у мамы
а сейчас они лежат в тазу можно отказаться и не чистить но тогда уж надо и не есть есть люблю а убивать не очень пусть другие мучат но не я кто так врёт в живых оставить хочет жалость бесполезная моя – Майка Лунёвская