Интервью Алисы Ганиевой специально для премии «Лицей»
Алиса Ганиева: «Никто не любит, когда его иллюзии разрушают»
Алиса Ганиева – писатель, журналист и телеведущая. В девятнадцать лет дебютировала в журнале «Московский вестник» со статьёй о писателях-постмодернистах. В 24 года стала лауреатом премии «Дебют», дважды входила в Длинный список премии «Большая книга». Долгое время успешно занималась литературной критикой, но потом предпочла собственные тексты чужим. В июне 2015 года газета The Guardian включила тридцатилетнюю Алису Ганиеву в список самых талантливых молодых жителей Москвы.
О том, делает ли Литинститут литератора, о жизни и о книгах Алиса Ганиева рассказывает девятикласснице московской школы 2101 Елизавете Портной.
1) Вы родились в Москве, переехали в Дагестан, а по окончании школы вернулись в Москву. Насколько велика разница жизненных укладов и трудно ли Вам было приспособиться к ней?
— Даже не переехала, а была перевезена родителями в возрасте полутора месяцев. Когда вернулась в Москву, мне было почти семнадцать. Первые месяца два провела в состоянии культурного шока. Надо подчеркнуть, что я попала не просто в Москву, а в Литературный институт – убежище странного творческого народа: каждый со своей идефикс, причудами, страхами, убеждениями. Такой пестроты и свободы самовыражения я прежде не видела. В Махачкале в моем окружении царили другие порядки: постоянная оглядка на мнение общества, сексистские предрассудки, ханжеские нравы – и в то же время больше простодушия, гостеприимства, щедрости, когда никто не считает копеек и каждый так и норовит заплатить за другого. Все же Москва мне подошла гораздо больше, хотя были и свои минусы. Тогда, в начале нулевых, еще было актуально бояться «лиц кавказской национальности». В метро меня постоянно останавливала милиция, проверяла документы, заставляла подолгу сидеть в отделении, хотя документы мои были в порядке. Да и жила я на Кожуховке, в рабочем квартале, где после девяти было опасно возвращаться домой: во дворах гудели пьяные компании, попадались скинхеды. Помню, как один показал мне издалека средний палец. В общем, приходилось иногда понервничать. Но все же положительные впечатления пересиливали.
2) Вы окончили Литературный институт имени Горького. Оказались ли полезны знания, полученные там? Превращает ли литинститутское образование человека в писателя?
— До сих пор с теплом вспоминаю многих литинститутских профессоров. Конечно, этот вуз есть за что критиковать. На мой взгляд, семинары по творческому письму – то, что делает Литинститут Литинститутом – там немного хромают. Многие мастера по возрасту, по здоровью, по многим другим критериям не способны давать полноценные знания в этой области. Творческий семинар все-таки не может ограничиваться только лишь обсуждением студенческих работ. Должно быть больше теории литературы (она у нас шла отдельной лекцией, но это все же не совсем то). Больше заданий, этюдов. Писателем такое образование никого не сделает, но если у ученика есть целеустремленность, сила воли и, самое главное, дар не только писать самому, но и читать и понимать чужие тексты, тогда что-то выйдет. Тогда действительно может получиться писатель. Для меня Литинститут – это прежде всего комфортная, теплая, почти домашняя атмосфера, которая подталкивала к самообразованию. Литинститут подарил мне друзей. Такие вещи тоже очень важны. В общем, есть свои «за» и «против», но я бы не стала отвергать саму идею творческих мастер-классов. Вещь очень полезная для саморазвития.
3) Вы разрушаете стереотипы о Дагестане, но, как я слышала, вы не получили в этом поддержки от своих земляков.
— Слухи ли это или нет? Если нет, то почему так получилось?
От большинства, разумеется, не получила. Никто не любит, когда его иллюзии разрушают. Или когда тычут в неприятную правду, в настоящую, не такую уж радужную реальность. Незнание и недумание гораздо покойнее.
4) Какое из написанных Вами произведений Ваше любимое?
— Это не совсем корректный вопрос. Обычно любимое – это последнее по времени написания. Не буду говорить о малой прозе или о том, над чем работаю сейчас, но если выбирать из романов, то это «Жених и невеста».
5) Что для Вас самое важное в Ваших произведениях? На что бы Вам хотелось обратить внимание читателя?
— На то, что черное может оказаться белым и наоборот. На многоголосицу и необыкновенность самого будничного и привычного. На царящий повсеместно абсурд. На то, что граница между красотой и уродством жизни или языка очень призрачна. Но вообще каждый читатель обращает внимание на то, что нужно именно ему – таково свойство художественного текста
6) Вас сравнивают с зарубежными писателями, цель которых показать, как живёт экзотическая глубинка. Согласны ли вы с этим?
— Не согласна, хотя понимаю логику таких сравнений. Для публики, о которой я пишу, это не экзотика, а жизнь. Я-то точно принадлежу к этим людям. Да и северокавказский мир по-настоящему колоритен.
7) Вы и писатель, и критик, и журналист, и телеведущая. Скажите, что вам интереснее? К чему Вы стремитесь?
— Я давно не критик. Не знаю, почему меня продолжают им именовать. Телевидение для меня – интересная работа и новый профессиональный опыт. Возможность пообщаться с очень любопытными людьми. Но это не призвание, к которому я стремлюсь. Литература – вот это действительно мое.
8) Какие книги вы любите?
— Люблю самые разные: и наши, и зарубежные, и реалистические, и авангардные, и фикшн, и нонфикшн. Поэзию перечитываю не так часто, по настроению, чаще всего – поэтов Серебряного века. Последняя из прочитанных – «Плоский мир» Эдвина Эббота.
9) Какой совет вы могли бы дать начинающим писателям?
— Читать побольше хорошей литературы. Так у вас сформируется вкус, интуитивное понимание различных приемов и техник.
10) Вы сейчас что-нибудь пишете? Если пишете, то можете немного рассказать о том, что это будет?
— Пишу, но я об этом не рассказываю)