Волки зеленые
В этом смысле «Лицей» никакая не «площадка для литературного молодняка» и не «зеленый подлесок отечественной словесности»; впрочем, раз уж речь зашла о лесе, будет кстати вспомнить о том, кто в нем водится, а заодно и этимологию слова «лицей»: от — волк; «лицей» был храм Аполлона Ликейского — не то волка, не то истребителя волков.
«Лицеисты» 2018 года очень разные, но у них есть и кое-что общее: они не боятся никого и ничего; у них волчий аппетит к реальности, сильные ноги и острые зубы, которые они готовы вонзить во все, что движется, стоит или лежит — и не только плохо, но и хорошо.
Это остроумная дерзкая вещь; остроумная — потому что роман про войну, но самой войны, непосредственно свиста пуль и грохота разрывов здесь практически нет; дерзкая — в том смысле, что «мирной» литератор (а опыт и травля В.С. Маканина за «Асан» памятны) берется за сочинение романа на крайне болезненную тему и совершает отважный рейд на «чужую» территорию, на которую у «настоящих» военкоров и писателей калибра Захара Прилепина вроде как монополия. И это тоже поступок в своем роде. Возможно — у нас нет пока полной информации — перед нами вообще первая крупная вещь об этой войне.
«Ложь Гамлета» Игоря Савельева классическая повесть в жанре «герой-нашего-времени»: о нелишнем человечке, услугами которого охотно пользуется Левиафан — пусть даже удовольствие быть съеденным заживо вызывает у объекта, неплохо осведомленного о намерениях партнера, гамлетовские сомнения. Олег талантливый провинциал. Чтобы интегрироваться в столичную «успешную» жизнь, он работает на «желтом» квазигосударственном телеканале и «исследует» ситуацию вокруг опального театрального режиссера, в чьем «Гамлете» подобранные «эксперты» обнаруживают крамолу. Вещь Савельева, снабженная уместной шекспировской литературной «подкладкой», про поколение «хипстеров-коллаборационистов», которые знают, что рекламируемая на каждом столбе свобода (личности, творчества, журналистики) липовая и что бездеятельного лицемерия достаточно для выживания, но мало для социального успеха. Решенная в пользу «быть» любой ценой, гамлетовская ситуация работает на «снижение» героя — его сомнения тоже кажутся «фейком», и поэтому, пытаясь «подпустить трагизма», он, пожалуй, выглядит комично, если не сказать фарсово.
Самая «невинная» из трех лауреатских, в комплекте с «Желанием исчезнуть» и «Ложью Гамлета», «Дистимия» тоже производит впечатление скорее боевого, чем холостого патрона; так улыбающийся своим мыслям Алеша Попович в компании Ильи Муромца и Добрыни Никитича выглядит существом далеко не безобидным; смех смехом, а намерения у него, похоже, самые серьезные.
Подготовила Наталья Лебедева
Презентация книги «Лицей 2018. Выпуск второй» — сборника произведений победителей Литературной премии «Лицей» им. Александра Пушкина состоится 5 сентября в 13:30 в павильоне 75 на стенде издательства АСТ. Участвуют Константин Куприянов, Игорь Савельев, Булат Ханов, Андрей Фамицкий, Елена Шубина, Лев Данилкин, Владимир Березин, Георгий Урушадзе.